Экономический факультет

ЭФ НГУ завоевал славу факультета, на котором нелегко учиться. Помимо обязательного изучения бизнес-процессов, здесь делается ставка на развитие аналитических способностей и широты кругозора каждого студента. Благодаря этому диплом ЭФ НГУ – это профессиональное экономическое образование международного уровня.

ЭФ не готовит бухгалтеров – он выпускает миллионеров. Выпускники работают преподавателями лучших мировых вузов, сотрудниками Мирового банка, Международного валютного фонда, становятся членами правлений, ведущими специалистами и финансовыми аналитиками крупных компаний. На данный момент из восьми официальных новосибирских миллиардеров шестеро окончили ЭФ НГУ.

Почему именно Экономический факультет НГУ?

Направления
Экономика
Менеджмент
Социология
Юриспруденция (экономика и право)
Бизнес-информатика
В рамках этого направления готовят специалистов самого широкого экономического профиля. Студент получает большую базу экономических и математических знаний, применимых в научной и прикладной экономике. Факультет предлагает сочетание теоретических курсов и прикладных предметов, которые охватывают широкий спектр разных областей экономической науки.

Выпускник этого направления умеет рассматривать экономические процессы и явления с точки зрения связанных с ними затрат и выгод и умеет на основе такого анализа принимать эффективные решения, что позволяет ему стать аналитиком или экономистом ведущих компаний мира.

Направление менеджмента готовит специалистов высшего управленческого звена. Профессиональный руководитель должен владеть технологиями, которые позволяют достигать целей организации, используя интеллект, труд и мотивы поведения других людей. В конкурентной рыночной среде не менее важно умение поставить правильные цели, увидеть желаемое состояние компании в будущем и достичь его.

Студенты направления – будущие управленцы с фундаментальными знаниями в области экономики. Программа обучения нацелена на обеспечение экономической подготовки и формирование практических навыков в области бизнеса и менеджмента. Программа ориентирована на соответствие квалификации выпускников требованиям работодателей, представляющих реальный сектор экономики, сферы государственного управления и науки, а также современным тенденциям на рынке труда.

Социология – это социальная аналитика широкого профиля. Студенты направления изучают, как из решений и действий отдельных людей складываются социальные отношения и социальные тенденции, насколько мы свободны в своих решениях и действиях, что их ограничивает, регулирует или стимулирует, профессионально изучают человека в контексте его социальных отношений – политических, трудовых, потребительских, миграционных и других. Для такого анализа студентов вооружают теориями, знанием методов сбора социологической информации и навыками ее анализа с использованием современных программных средств.

Преподаватели направления – специалисты научных институтов, коммерческих исследовательских фирм, органов управления. В рамках различных проектов для чтения лекций приглашаются профессора и преподаватели зарубежных и ведущих российских университетов. Факультет обеспечивает качество подготовки бакалавров, позволяющее продолжить обучение в магистратуре ведущих российских и зарубежных вузов – в том числе в магистратуре ЭФ НГУ.

Основная цель направления – подготовка юристов-экономистов, специализирующихся в области хозяйственного права.

Для многих юристов профессиональная деятельность невозможна без знания экономики: юристы в бизнесе, в арбитраже, расследование экономических преступлений. Такие специалисты нужны для юридических служб крупных компаний и для работы в правовой системе государства. Преподают юридические дисциплины практики: прокуроры, судьи, адвокаты. На факультете сформирована и академическая когорта юристов, но опора на ведущих практикующих специалистов остается важным приоритетом подготовки.

Сочетание юридического и экономического образования очень ценится в западных странах, а успешная карьера выпускников отделения подтверждает, что оно является конкурентным преимуществом в карьере юриста и в России.

Бизнес-информатика — наука о проектировании, разработке и применении информационных и коммуникационных систем в бизнесе. Это новая перспективная область профессиональной деятельности, формирующаяся на стыке экономики, менеджмента и управления информационно-коммуникационными потоками.

Множество новых компаний завоевывает мировой рынок через использование подобных технологий. Разработка информационных систем стала необходимостью и для зрелых компаний. Глубокое понимание технологий является обязательным, но не достаточным фактором для успешного перевода всех видов информации в цифровую форму. Эта задача требует всестороннего знания бизнес-процессов, менеджмента и экономики.

Бизнес-информатика является одним из ключевых направлений для организаций, старающихся повысить эффективность их бизнеса, а также получить конкурентные преимущества. Она воплощает в себе гораздо больше, чем просто информатика или информационные технологии: здесь объединяются знания в области бизнеса, управленческих и социальных навыков, а также в области работы с информацией.

Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Обучение
Спецкурсы и научные исследования в Институте экономики и организации промышленного производства, а также в Институте математики СО РАН
Цикл лекций «Секреты профессионалов», которые читают лучшие работодатели города. Лучшим студентам предлагаются программы стажировок и стипендии
Английский, немецкий или французский язык в качестве базового иностранного. По желанию можно изучать дополнительный иностранный язык (итальянский или испанский)
Стипендии компаний «Ernst & Young», «Baker Atlas», губернатора Новосибирской области, Благотворительного фонда В. Потанина, ОАО «МДМ БАНК», стипендия им. И.В. Кима
Стажировки в университетах Германии, Франции, Голландии, Испании, Италии и других стран
Экономика
Менеджмент
Социология
Юриспруденция (экономика и право)
Бизнес-информатика
Отличительная черта экономического образования на ЭФ НГУ – его фундаментальность. Для студента это означает сочетание глубокой теоретической подготовки и широкого спектра прикладных предметов, охватывающих самые разные области. Подкованность в теоретических вопросах позволяет понимать, как работает вся экономическая система и как связаны ее элементы. Прикладные предметы помогают разобраться в том, как функционируют экономические подсистемы: как ведут себя потребители и фирмы, банки и государство и т.п. Большинство преподавателей факультета совмещают педагогическую деятельность с работой в науке или бизнесе, поэтому студенты обучаются на основе актуальной экономической информации.

Еще одна особенность обучения на экономическом направлении – мощная подготовка в области математики, гармоничное сочетание экономической и математической составляющих. Традиции такого обучения, заложенные основателями факультета, в том числе нобелевским лауреатом академиком Леонидом Канторовичем, позволяют поддерживать высокое качество образования, а студенту овладеть продвинутым аналитическим инструментарием.

Базовый исследовательский институт Экономического факультета Новосибирского государственного университета – это Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. У Института и факультета богатые традиции аналитической работы в сфере бизнеса. Большая часть преподавателей направления – ведущие научные сотрудниками Института и специалисты известных фирм. Это обеспечивает знакомство студентов с реальным процессом управления в сфере бизнеса.

Отделение менеджмента готовит квалифицированных управленцев, которые работают:

  • в органах государственного управления (государственные чиновники высшего ранга, руководители экономических служб администраций субъектов федерации);
  • в российских и международных финансовых структурах (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд);
  • аналитиками крупных инвестиционных банков (Morgan Stenly);
  • в консалтинге, в том числе в компаниях «Большой четверки» (четыре крупнейшие в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги: PricewaterhouseCoopers, Делойт (Deloitte), Эрнст энд Янг (Ernst&Young), КПМГ (KPMG));
  • в научно-ис­сле­до­вательских институтах;
  • в государственных корпорациях (Роснефть, Роснано);
  • в российских и иностранных компаниях; создают собственные компании (Сибирский Берег, УРСА банк);
  • преподают в российских и зарубежных университетах (Высшей школе экономики, университетах США, Австралии, Англии, Голландии).
Многие экономические кафедры в вузах Сибири и Урала сформированы выпускниками НГУ.

Программа обучения нацелена на фундаментальную экономическую подготовку и формирование практических навыков и компетенций в области управления. Квалификация выпускников соответствует требованиям как работодателей, представляющих реальный сектор экономики, так и сферы государственного управления и науки.

Учебный план и методы обучения постоянно развиваются и идут в ногу со временем и требованиям жизни. Содержание учебного плана ориентировано на соответствие международным стандартам: большую долю составляют микроэкономика, макроэкономика и эконометрика.

В учебном процессе используются интерактивные формы проведения занятий, включая деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги. Часть кейсов представляет собой авторские разработки преподавателей отделения, основанные на реальной практике создания, организации и ведения бизнеса в России и за рубежом. Работа с кейсами позволяет студентам получить конкретные практические навыки по применению теоретических конструкций для решения общих проблем и конкретных задач управления компаниями в современном динамично меняющемся экономическом пространстве.

По некоторым курсам студенты выполняют групповое проектное задание, ориентированное на развитие практических навыков анализа позиции компании в хозяйственной среде, выявление ключевых проблем и обоснование управленческих решений.

Важным преимуществом отделения является связь с практикой: руководители успешных фирм, включая выпускников отделения, проводят на факультете лекции и мастер-классы по своему профилю. Многие преподаватели отделения работают на программах дополнительного образования (Президентская программа, программа МБА), что способствует укреплению связей ЭФ НГУ с бизнес-сообществом, актуализации программ менеджериальных дисциплин в соответствии с новыми вызовами бизнес-среды и потребностями рынка труда, развитию методической базы обучения студентов разных уровней.

Принципы, на которых построено обучение на отделении социологии.

Системность. Учебные дисциплины знакомят студентов с основными направлениями социологии и закладывают базовые исследовательские навыки по сбору, обработке, анализу и интерпретации социологических данных.

Последовательная конкретизация социологического знания. Если на первом-втором курсах в учебном плане много предметов из гуманитарного, экономического, естественнонаучного циклов, то на третьем-четвертом курсах преобладают предметы профессионального (социологического) цикла. Обучение начинается с введения в социологию, на втором курсе студенты изучают методологию и методику социологического исследования, математический анализ социологических данных. На третьем курсе более подробно знакомятся с историей социологии и современными социологическими теориями. Постепенно к этим базовым дисциплинам добавляются «отраслевые» социологические предметы: социальная стратификация, социология общественного мнения, социология организаций, социология семьи и другие.

Сочетание теоретической и практической подготовки. В реализации этого принципа есть три момента. Во-первых, написание курсовых работ направлено на последовательное практическое усвоение навыков, полученных на каждом году обучения. Во-вторых, в учебный план включены практики студентов – летние и в течение учебного года. В-третьих, большинство преподавателей работают на кафедре общей социологии как совместители. Сферы их основной занятости – наука, государственное управление, бизнес, то есть к преподаванию привлекаются специалисты с реальными практическими навыками исследователей, аналитиков и т.п.

Открытость образовательных траекторий. Уровневая система высшего образования позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории: получив базовое образование в бакалавриате, студент при желании может продолжить обучение в магистратуре того же или другого направления (после конкурсных испытаний). Кроме того, современные образовательные стандарты позволяют вузам включать в учебный план дисциплины по своему усмотрению (вариативная часть). Поэтому вузы гибко и оперативно реагируют на актуальные изменения в социальной жизни и потребности локального рынка труда. На всех ступенях обучения студентам предлагают несколько курсов по выбору. Так что каждый студент может сформировать уникальное сочетание полученных знаний и навыков.

Курсовые работы направлены на развитие у студентов навыков проведения самостоятельного исследования. Конечный результат курсовой первого года обучения – научный реферат; второго – программа социологического исследования; третьего – исследование, опирающееся на вторичный анализ данных, с использованием пакетов обработки данных (SPSS, VAAL). Студенты работают только с «реальными» массивами данных социологических исследований, предоставленных научными руководителями или полученных по запросу из Единого архива социологических данных.

Все курсовые работы защищаются публично в конце учебного года перед одногруппниками и комиссией из преподавателей кафедры. С результатами, полученными при подготовке курсовых работ, студенты выступают на научных студенческих конференциях.

Подробнее о дисциплинах

Программа сочетает фундаментальную подготовку в области юриспруденции с активным изучением дисциплин финансово-экономического цикла. К компетенциям будущих бакалавров юриспруденции относятся составление юридических документов, организация договорной работы, разработка и правовая экспертиза локальных актов и документов, проведение экономико-правового анализа создаваемых и реализуемых проектов, организация и ведение претензионно-исковой работы, правовое сопровождение деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Преподаватели направления – научные сотрудники, судьи, прокурорские работники, адвокаты, нотариусы, юристы, работающие в государственном и частном секторах экономики.

Во время обучения у студентов формируются ключевые компетенции в области менеджмента, информационных технологий и бизнес-управления.

Студенты направления создают, внедряют в эксплуатацию и координируют корпоративные информационные системы. Разрабатывают бизнес-модели, планируют и организуют IT-проекты различного уровня сложности, участвуют в принятии решений о дальнейшем развитии фирмы, моделируют и оптимизируют бизнес-процессы.

Выпускники бизнес-информатики – уникальные специалисты, одинаково хорошо владеющие экономическими и информационными инструментами.

Дисциплины
Экономика
Менеджмент
Социология
Юриспруденция (экономика и право)
Бизнес-информатика
Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

История; Философия; Право; Психология; Культура речи и деловое общение; Психология делового общения; Современные коммуникационные интернет-технологии для бизнеса

Математические дисциплины

Математический анализ; Линейная алгебра; Теория вероятностей; Математическая статистика; Методы оптимальных решений; Дифференциальные уравнения; Теория игр; Корпоративные информационные системы; Вопросы прикладной информатики

Экономические дисциплины

Микроэкономика; Макроэкономика; Эконометрика; Статистика; История экономических учений; Теория отраслевых рынков; Экономика общественного сектора; Бухгалтерский учет и анализ; Финансовые рынки и финансовые институты; Корпоративные финансы; Экономика труда; Институциональная экономика; Маркетинг; Менеджмент; Региональная экономика; Экономика фирмы; Национальное счетоводство; Математические модели экономики; Государственное регулирование экономики; Экономика природопользования; Моделирование трансформационных процессов; Модели и методы прикладного анализа производственных систем; Модели и методы прикладного анализа территориальных систем; Логистика; Международная экономика; Введение в экономическую теорию; Международные стандарты финансовой отчетности; Моделирование финансовой деятельности; Анализ инфляции; Финансово-кредитные отношения в РФ: история, современность, моделирование; Методология финансов; Экономические проблемы НТП на промышленном предприятии; Организация и анализ хозяйственной деятельности предприятия; Структурная и промышленная политика; Аудит налогов; Управленческий учет; Транснациональные корпорации; Международные финансовые рынки; Маркетинговые исследования; Малый бизнес в экономике; Экономика инноваций; Политология с элементами теории игр; Нефть и газ в мировой экономике; Реформирование крупных отраслевых комплексов; Формирование рынков электроэнергии; Международные энергетические рынки; Экономика предпринимательства; Экономическое поведение потребителей; Инструменты ипотечного кредитования; Экологическая экономика в теории и на практике; Экономико-правовые вопросы недропользования; Экологический менеджмент; Сибирь в системе государственной региональной экономической политики; Экономическая среда бизнеса в регионе; Финансово-экономическая сбалансированность региона; Диагностика процессов регионального развития; Эволюция экономической сферы: теория и практические проблемы; Экономические институты и социально-экономическое развитие; Научные основы управления; Экономико-математические модели в управлении предприятием; Кризисы и антикризисное управление; Эконометрический анализ панельных данных; Экономическая теория и современные экономические процессы; Теоретические основы построения ДММ экономики России; Теория стоимости: новые подходы; Анализ и прогнозирование экономики с использованием ДММ; Экономический рост (на английском языке); Модели экономического роста и больших циклов; Центр и регионы РФ: ключевые проблемы политических, экономических и финансовых взаимодействий; Экономические проблемы нефтегазового сектора; Слияние, поглощение и методы оценки российских компаний; Экологическая безопасность развития экономики; Адаптивное обучение и нерациональные ожидания в макроэкономике; Деловая информатика; Экономическая история; Экономическая социология; Новая экономическая география; Методы анализа межрегионального неравенства по доходам

Иностранный язык

Английский, французский, немецкий (основной – на выбор); итальянский, испанский (факультатив)

Практика

Подробнее о дисциплинах

Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

История; Философия; Правоведение; Микроэкономика; Культура речи и деловое общение; Психология; Социология; Культурология; Психология делового общения; Корпоративная культура; Подготовка и оформление различных форм представления документов; Деловая информатика (Поиск и обработка информации средствами Интернета и офисных приложений)

Математические дисциплины

Математика; Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика); Теория вероятностей и математическая статистика; Эконометрия

Менеджмент

Теория менеджмента: история управленческой мысли; Теория менеджмента: теория организации; Теория менеджмента: организационное поведение; Управление человеческими ресурсами; Корпоративная социальная ответственность; Государственное и муниципальное управление; Производственный менеджмент; Экологический менеджмент; Концепция развития человеческого потенциала; Банковский менеджмент; Модели и методы управления предприятием в условиях кризиса; Финансовый менеджмент; Стратегический менеджмент; Кризисы и антикризисное управление; Информационные технологии в менеджменте; Методы принятия управленческих решений

Экономические дисциплины

Экономическая история; Маркетинг; Учет и анализ: финансовый учет; Учет и анализ: управленческий учет; Учет и анализ: финансовый анализ; Финансовые рынки и институты; Управление изменениями; Управление проектами; Введение в экономическую теорию; Макроэкономика; Основы бизнеса; Экономика фирмы; Модельное предприятие; Внутрифирменное планирование; Анализ инвестиционных проектов; Теория отраслевых рынков; Международная экономика; Логистика; Управление рисками; Управление качеством; Экономика и управление природопользования; Основы инноватики; Поведение потребителей; Налоговое право; Коммерческое право; Анализ инфляций; Основы страхования; Налоги и сборы в РФ, налоговый учет; Практический маркетинг; Экономика предпринимательства; Аудит налогов; Маркетинговые исследования; Методология финансов; Основы финансовой инженерии; Финансовые инструменты и механизмы на рынке недвижимости; Рынок недвижимости: проблемы и перспективы; Международные финансовые рынки, финансовые кризисы и денежно-кредитная политика; Международные стандарты финансовой отчетности; История экономических теорий; Экономико-математические методы в управлении предприятием; Конкурентное право; Эволюция экономической сферы: вопросы теории и прикладные проблемы; Экономические институты и социально-экономическое развитие; Формирование рынков электроэнергии; Сибирь в системе государственной региональной экономической политики; Экономическая среда бизнеса в регионе; Диагностика процессов регионального развития; Институциональная экономика; Микроэкономика; Экономическая история; Методы принятия управленческих решений; Эконометрия; Базы экономических данных

Иностранный язык

Английский, французский, немецкий (основной – на выбор); итальянский, испанский (факультатив)

Практика

Подробнее о дисциплинах

Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

История; Социальная антропология; Основы права; Социальная психология; Философия; Психология; Возрастная психология; История культуры; Культура речи и деловое общение; Культурология; Подготовка и оформление различных форм представления документов; Социальная педагогика; Деловая информатика; Концепции современного естествознания

Математические дисциплины

Теория вероятностей; Математическая статистика; Математика; Высшая математика; Введение в теоретическую статистику

Экономические дисциплины

Макроэкономика; Маркетинг; Микроэкономика; Экономика фирмы; Экономическая история; Базы экономических данных; Введение в экономическую теорию; Полевой этап маркетинговых исследований; Основы бизнеса; Социально-экономическая статистика;

Социологические дисциплины

Методика и техника социологического исследования; Методы прикладной статистики для социологов; Основы социологии; Экономическая социология; Социальная стратификация; Социология политики; Анализ данных; Стратегия качественного исследования; Социологические и маркетинговые исследования территорий; История социологии; Основы демографии; Социолингвистика; Социология общественного мнения; Социология организаций; Социология семьи; Планирование и организация выборочных социологических исследований; Теория и практика социальной работы; Компьютерные технологии в социологии

Иностранный язык

Английский, французский, немецкий (основной – на выбор); итальянский, испанский (факультатив)

Практика

Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

Философия; Профессиональная этика; Математика; Психология делового общения; Философия права; История культуры; Латинский язык; Логика

Экономические дисциплины

Микроэкономика; Макроэкономика; Введение в экономическую теорию; Экономическая история; Экономика предпринимательства; Экономические основы лизинга; Экономические институты и социально-экономическое развитие; Бухгалтерский учет; Экономическая статистика; Экономика фирмы; Государственное регулирование экономики; Основы менеджмента

Информационные дисциплины

Информационные технологии в юридической деятельности; Деловая информатика; Вопросы прикладной информатики; Компьютерные деловые презентации в Интернет; Правовое регулирование сети Интернет

Юридические дисциплины

Теория государства и права; История отечественного государства и права; История государства и права зарубежных стран; Конституционное право; Административное право; Гражданское право; Гражданский процесс; Арбитражный процесс; Трудовое право; Уголовное право; Уголовный процесс; Экологическое право; Земельное право; Финансовое право; Налоговое право; Предпринимательское право; Международное право; Международное частное право; Криминалистика; Право социального обеспечения; Римское право; Банковское право; Муниципальное право; Жилищное право; Правоохранительные органы; Уголовно-исполнительное право;; История политико-правовых учений; Философия права; Европейское право; Конституционное право зарубежных стран; История конституционализма в России; Уставное законодательство НСО; Адвокатура; Коммерческое право; Конкурентное право; Корпоративное право; Авторское право; Семейное право; Налоги и сборы в РФ; Третейское разбирательство; Медицинское право; Нотариат; Образовательное право; Таможенное право; Прокурорский надзор; Криминология; Судебная медицина; Судебная психиатрия; Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности; Оперативно-розыскная деятельность; Теоретические вопросы квалификации преступлений; Юридическая психология; Теория конфликта

Иностранный язык

Английский, французский, немецкий (основной – на выбор); итальянский, испанский (факультатив)

Практика

Подробнее о дисциплинах

Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

История; Философия; Право; Психология делового общения

Экономические дисциплины

Микроэкономика; Макроэкономика; Введение в экономическую теорию; Бухгалтерский учет и анализ Маркетинг; Экономика фирмы; Менеджмент; Эконометрика; Страхование и актуарные расчеты

Математические дисциплины

Математический анализ; Линейная алгебра; Теория вероятностей; Математическая статистика; Дифференциальные и разностные уравнения; Дискретная математика; Теоретические основы информатики; Общая теория систем; Исследование операций; Анализ данных; Математические методы финансового анализа

ИТ-дисциплины

Программирование; Вычислительные системы, сети, телекоммуникации; Архитектура предприятия; Моделирование бизнес-процессов; Электронный бизнес; Базы данных; Операционные системы; Основы Web программирования; Управление жизненным циклом информационных систем; Управление ИТ-сервисами и контентом; Информационная безопасность; Имитационное моделирование процессов и систем; Рынки ИКТ и организация продаж; Система поддержки принятия решений; ИТ – инфраструктура и управление разработкой информационных систем; Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения; Комплексные системы управления в структуре архитектуры предприятия и бизнеса; Эффективность информационных систем и сетевая экономика; Технология управления проектами и бизнес-процессами; Архитектура и управление развитием корпоративных информационных систем Технологии доступа к базам данных; Хранилище данных и интеллектуальные информационные системы; Управление информационными ресурсами; Информационный менеджмент; Проектирование информационных систем в экономике; Профессионально-ориентированные информационные системы; Технологии бизнес-планирования; Компьютерные технологии бизнес-планирования; Разработка и сопровождение информационных систем Разработка корпоративных информационных систем; Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, организаций и банков; Экономика бизнес-процессов предприятий, организаций и банков; Геоинформационные системы и электронный документооборот; Типовые корпоративные решения

Иностранный язык

Английский, французский, немецкий (основной – на выбор); итальянский, испанский (факультатив)

Практика

Подробнее о дисциплинах

Практика
Экономика
Менеджмент
Социология
Юриспруденция (экономика и право)
Бизнес-информатика
На третьем курсе студенты направления «Экономика» проходят учебную практику в течение 2-х недель. Исходя из собственных профессиональных интересов, студенты могут выбрать место ее проведения: предприятия, финансово-кредитные организации (ОАО «Сбербанк России», «Газпромбанк», «Россельхозбанк», «Экспобанк»), государственные органы, например, Министерство финансов Новосибирской области, страховые компании, аудиторские фирмы (Ernst&Young, Deloitte&Touche, KPMG, PwC), Институт экономики и организации промышленного производства, Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, Институт математики СО РАН. Эта научно-исследовательская работа, в рамках которой студенты знакомятся со структурой организации, с ее подразделениями и функциями.

Во втором семестре четвертого курса студенты в рамках преддимпломной (производственной) практики проводят исследование либо в той же компании/организации, где они начали практику на 3 курсе, либо выбирают другую. Во время практики студенты получают навыки в расчетно-экономической, аналитической, управленческой деятельности, собирают материал и готовят квалификационную работу.

Практика в компаниях дает возможность работодателям оценить студентов как возможных сотрудников, и многие студенты приглашаются на работу сразу после окончания университета.

Студенты-менеджеры после окончания третьего курса проходят производственную практику на предприятиях, в банках, в муниципальных организациях. Цель практики – приобретение знаний и навыков принятия решений по конкретным функциональным областям деятельности организации любого профиля.

Основные задачи, которые стоят перед студентами, – ознакомиться с деятельностью компаний, и, что особенно важно, проанализировать, как менеджеры в организации осуществляют процесс принятия решений в ходе выполнения поставленных перед ними задач.

Предприятия, на которых проходит производственная практика, могут быть самыми разными. Это и оборонные режимные компании (НИИ измерительных приборов – Новосибирский завод им. Коминтерна), и крупные сетевые (Группа компаний «Холидей»), и новые инновационные («ДубльГИС»), и мэрия города Новосибирска, и известные новосибирские производственные предприятия («Синар»).

Летом после второго курса студенты-социологи проходят практику по курсу «Методика и техника социологического исследования». Это работа в качестве интервьюера в рамках проектов кафедры или отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, а также в исследовательских компаниях Новосибирска. Подробнее о практике

На третьем курсе проходит практика по курсам «Методика и техника социологического исследования» и «Анализ социологических данных». Она заключается в подготовке данных социологического опроса к анализу: от кодировки открытых вопросов до формирования файлов данных, пригодных для анализа.

На четвертом курсе идет исследовательская и педагогическая практика. Последняя включает подготовку и проведение занятий по курсу, который читает научный руководитель, рецензирование курсовых работ прошлого года, проверку результатов тестов, письменных работ в рамках курса научного руководителя. Исследовательская практика связана с выполнением эмпирической части выпускной квалификационной работы.

Все преподаватели направления «Юриспруденция» — практикующие юристы, нотариусы, судьи, поэтому на семинарах разбираются реальные примеры и случаи из современной юридической практики, а занятия представляют собой практический блок обучения.

Преимущество таких занятий в том, что преподавателями являются не только педагогические работники, но и практикующие специалисты.

На 3 и 4 курсах в зависимости от специализации (государственно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая) студенты проходят практику и собирают материал для выпускных квалификационных работ во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с частными юридическими компаниями, адвокатскими коллегиями, работают в рамках преддипломной практики в архивах судебных органов, имеют возможность прохождения стажировок и практики в правоохранительных органах.

Практический блок ориентирован на профессионально-практическую подготовку студентов и предусматривает как учебную, так и производственную практику.

Учебная практика проводится на третьем курсе. Она включает в себя научно-исследовательскую работу. Студенты могут выбрать место ее проведения: как предприятия, занимающиеся в регионе внедрением корпоративных систем, так и сами производственные компании. В течение двух недель студенты закрепляют полученные знания, приобретают навыки в решении конкретных проблем, а также углубляют теоретическую подготовку.

Производственная (преддипломная) практика проводится во втором семестре четвертого курса по индивидуальному графику выпускной квалификационной работы под контролем научного руководителя. Ее основная цель— приобретение знаний и навыков профессиональной работы по конкретным функциональным областям деятельности организации и углубление уже имеющегося практического опыта.

У факультета есть договоренности с крупными государственными и частными компаниями о практике студентов в сфере экономической безопасности, в ИТ-отделах, занимающихся вопросами выявления вероятности невыплаты кредитов, принятия решений о выдаче кредитов, других решений, требующих обработки информации с помощью информационных технологий.

Практику студенты проходят на 3 и 4 курсе. Ее цель — закрепить и углубить знания, приобрести навыки и опыт практической работы по проектированию информационных систем.

Потенциальные компании для практики студентов: Сбербанк, ВТБ24, компании Технопарка Академгородка, Центр финансовых технологий, Coca-Cola.

Программа практики направлена на максимальную кооперацию с бизнесом, а тесная связь с компаниями поможет студентам в быстром трудоустройстве.

Экономика
Менеджмент
Социология
Юриспруденция (экономика и право)
Бизнес-информатика
75 000
рублей в семестр*
Математика

Обществознание

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
38
63
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
250
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
84 000
рублей в семестр*
Математика

Обществознание

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
15
53
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
249
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
65 000
рублей в семестр*
Обществознание

Математика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
23
12
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
237
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
75 000
рублей в семестр*
Обществознание

История

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
10
58
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
268
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
75 000
рублей в семестр*
Обществознание

История

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
7
30
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
251
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
Подготовительные курсы
Заочная экономическая школа проводит подготовку абитуриентов к обучению на Экономическом факультете НГУ, а также школьников к олимпиадам по экономике и обществознанию. Дистанционный курс обучения длится 1 год. Подробнее.
Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2017-2018 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Экономика
Предмет
Победители и призёры
Экономика
Без экзаменов
Математика
Без экзаменов
Обществознание
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
Менеджмент, Бизнес-информатика
Предмет
Победители и призёры
Экономика
Без экзаменов
Обществознание
Без экзаменов
Математика
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
Социология
Предмет
Победители и призёры
Обществознание
Без экзаменов
Математика
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
Юриспруденция
Предмет
Победители и призёры
Обществознание
Без экзаменов
Право
Без экзаменов
История
100 баллов
Русский язык
100 баллов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
Экономика
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Экономика
Математика
Общество-
знание
Математика
Общество-
знание
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Русский язык
Русский язык
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Общество-
знание
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Бизнес-информатика
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Экономика
Математика
Общество-
знание
Математика
Общество-
знание
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Русский язык
Русский язык
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Общество-
знание
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Менеджмент
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Экономика
Математика
Общество-
знание
Математика
Общество-
знание
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Русский язык
Русский язык
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Общество-
знание
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Социология
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Математика
Общество-
знание
Математика
Общество-
знание
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
Русский язык
Русский язык
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Юриспруденция
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
История
Общество-
знание
История
Общество-
знание
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Русский язык
Русский язык
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Общество-
знание
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Право
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ЭКОНОМИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ПРАВО
Уровень I
Уровень II
Уровень III
МАТЕМАТИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть подробный список олимпиад.
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
12
Диплом победителя (призера) Открытого чемпионата ЭФ НГУ по экономике и предпринимательству для школьников (при приеме на направления Экономика, Бизнес-информатика и Менеджмент)
5 баллов
13
Диплом победителя (призера) Олимпиады школьников по экономике рамках Межрегионального экономического фестиваля школьников «Сибириада. Шаг в мечту»
5 баллов
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов). Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Экономика
Менеджмент
Социология
Юриспруденция (экономика и право)
Бизнес-информатика
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Выпускники экономического факультета – это аналитики, способные разработать и предложить варианты решения задач в экономической сфере. Они анализируют рынки и разрабатывают наиболее рациональную стратегию развития компании. Выпускники – это генеральные и финансовые директора, члены правлений, ведущие специалисты и финансовые аналитики в крупных компания, банках, консалтинговых фирмах, инвестиционных, страховых компаниях, преподаватели НГУ, Высшей школы экономики и других вузов России, США, Австралии, Англии, Голландии, директора и заместители директоров научно-исследовательских институтов СО РАН, сотрудники Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, крупнейших иностранных компаний, вице-губернаторы, вице-мэры.

Представители компаний постоянно обращаются на факультет с просьбой рекомендовать им студентов.

Многие из выпускников вошли в российскую научную элиту и достойно представляют отечественную науку и бизнес за рубежом.

Основные партнерские компании/работодатели
Отзывы
Алексей Кузнецов, '98
Генеральный директор компании «Промгражданстрой», создатель проекта жилого комплекса с малоэтажной застройкой под Новосибирском «Пригородный простор».


«С теплотой вспоминаю годы, проведенные в университете»

Читать полный отзыв
Полина Зайцева, '15
Младший специалист по маркетингу, Magora Systems

«В НГУ учат не только специальности, но и жизни»


Я окончила бакалавриат НГУ по специальности «Менеджмент» в 2015 году. После поступила на бюджет в лучшую бизнес-школу Восточной Европы – Высшую Школу Менеджмента (при СПбГУ) в магистратуру на специальность «Управление в сфере ИТ и инноваций».

Читать полный отзыв
Александр Балян, '92
Председатель Новосибирской городской коллегии адвокатов, лауреат премии "Адвокат года" в 2017 г.


«Выпускники НГУ всегда будут лучшими там, где требуется принимать решения в незнакомой обстановке или чему-то учиться»


Больше всего в жизни мне пригодился исследовательский подход, которому я научился в университете. Я принимал на работу большое количество людей, проводил, наверное, тысячи собеседований и могу сказать, что у всех наших выпускников есть одна особенность, которая не всегда нравится работодателям, но которая позволяет адаптироваться в таких местах, где ничего не вырастает.

Читать полный отзыв
Андрей Бекарев, '93
Председатель Совета директоров Новосибирского Биотехнопарка

Я попал в Академгородок пятнадцатилетним пареньком, полным впечатлений. В то время в НГУ училось немногим более трех тысяч человек. Отличительной чертой НГУ всегда было большое количество ученых-практиков в преподавательском составе. Университет всегда ориентировался на фундаментальную науку и подготовку будущих ученых и весьма эффективно справлялся с этой задачей.

Читать полный отзыв
Денис Адамов, '09
Глава агентства переводов «Монотон»

«НГУ позволяет людям с физическими ограничениями здоровья учиться наравне с остальными студентами»


Читать полный отзыв
Евгений Бойко, '73
Кандидат политических наук, координатор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


«Нас научили мыслить и думать»


Университет приучил работать. Основная масса наших преподавателей была из институтов, штатных преподавателей было мало.

Читать полный отзыв
Катерина Бухарова, '05
Руководитель внедрения проектов в ГК «Центр Финансовых Технологий»


«НГУ учит смотреть на мир шире»


Читать полный отзыв
Татьяна Герцог, '95
Директор клиники микрохирургии глаза «ВИЖУ»


«Университет дал умение добывать знания»


Выбор в пользу НГУ отчасти был иррациональным, потому что, впервые попав в Академгородок, я влюбилась в это место, и мне захотелось здесь жить и учиться.

Читать полный отзыв
Майя Егорова, '95
С 2015 года – главный специалист планово-экономического отдела филиала «Топливно-энергетического комплекса Мосэнерго»


«Университет дал в равной степени знания и умение добывать их»


Читать полный отзыв
Игорь Ким, '90
Российский предприниматель и банкир


«Университетское образование дает навык обобщения, умение собирать целое из разных фрагментов»

Один из крупнейших инвесторов на российском рынке, реализовавший более 30 сделок по слияниям и поглощениям, крупный российский предприниматель и банкир, основной собственник ООО «Экспобанк». Дважды входил в сотню самых богатых людей России, по данным журнала Forbes Russia.

Читать полный отзыв
Андрей Костылев, '10
Старший менеджер в департаменте стратегического управления госкорпорации «Росатом»


«НГУ подарил мне много друзей со схожими взглядами и интересами»

После бакалавриата в НГУ окончил российско-британскую магистерскую программу «Финансовая экономика» в МИЭФ НИУ ВШЭ. На втором курсе магистратуры начал работать инвестиционным менеджером в международной компании в сфере управления активами, после продолжил карьеру в ОАО «Газпром».

Читать полный отзыв
Андрей Рогачев, '97
Ведущий контроллер фармацевтического холдинга F.Hoffmann-La Roche


«Мы никогда не зубрили формулы и теоремы – мы эти формулы выводили»

С 2005 года рaбoтaeт в штaб-квaртирe фaрмaцeвтичeскoгo хoлдингa F.Hoffmann – La Roche в Бaзeле (Швeйцaрия). В компанию пришeл нa пoзицию риск-мeнeджeрa, рaбoтaл финaнсoвым кoнтрoллeрoм в филиaлaх холдинга в Рoссии и Южнoй Aфрикe. В нaстoящee врeмя является вeдушим кoнтрoллeром хoлдингa, курируя вoпрoсы упрaвлeнчeскoгo учeтa.

Читать полный отзыв
Вадим Сухарев, '98
Член Совета директоров строительной компании «АКД-Мета», соучредитель сети Центров семейной медицины «Здравица»

«Самые гениальные идеи бизнес-проектов рождались в коридоре „четверки"»

После университета занимался развитием собственных бизнес-проектов, был одним из четырех основателей компании «Сибирский берег», являвшейся лидером российского рынка снеков.

Читать полный отзыв
Павел Федоров, '08
Соучредитель группы компаний «Научное оборудование»

«Выпускникам НГУ проще общаться с окружающим миром»


Университет дал не только знания, он дал умение быстро принимать решения в сложных ситуациях, проводить их всестороннюю оценку и самое главное – особое мировоззрение.

Читать полный отзыв
Екатерина Шерстюк, '89
Профессор экономического факультета Гавайского университета, специалист по экспериментальной экономике и теории игр

«Нас учили логически мотивировать свои тезисы, говорить вслух»


Экономический факультет я выбрала по двум причинам. Во-первых, я окончила школу в 1984 году, в то время Советский Союз уже разваливался.

Читать полный отзыв
Ольга Ечевская, '99
Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии НГУ

«Студентов ЭФ НГУ отличает умение рассчитывать свои силы и ресурсы, чтобы решать сложные задачи, в том числе малознакомые»


Закончила магистратуру Центрального Европейского Университета (Варшава). Прошла 3-недельную стажировку в Свободном университете Брюсселя (VrijeuniversityBrussel (2005), и 3-месячную стажировку в Манчестерском университете (2002-2003).

Читать полный отзыв
Валентин Кузнецов, '06.
12 лет проработал в компании ЦФТ, где прошел путь от стажера до руководителя департамента с командой из 40 человек и оборотами в несколько миллиардов долларов. В настоящее время учится в Стэнфордской Высшей Школе

«Каждая пятерка в дипломе – это дополнительный нолик в твоей будущей зарплате»


Читать полный отзыв
Я окончила бакалавриат НГУ по специальности «Менеджмент» в 2015 году. После поступила на бюджет в лучшую бизнес-школу Восточной Европы – Высшую Школу Менеджмента (при СПбГУ) в магистратуру на специальность «Управление в сфере ИТ и инноваций».

Можно сказать, что в НГУ учат не только специальности, но и жизни. Когда я окончила школу, все вокруг говорили, что, мол, в университете преподавателям все равно. Как оказалось, в НГУ точно не так. Несмотря на строгость и сложность программы, многие преподаватели ЭФ относились к нам как к своим детям. Рассказывали жизненные примеры, советовали, и даже иногда опекали в трудных ситуациях.

Говорят, на менеджменте учиться легче, но это как посмотреть. Наша специальность подразумевает наличие и аналитических, и социальных навыков. Поскольку я больше гуманитарий, то мне довольно тяжело давались теоретические и финансовые предметы. Моим одногруппникам с аналитическим складом ума – наоборот. Сделать презентацию или разобрать кейс было для них каторгой. Мы изучаем очень много предметных областей, многие даже довольно глубоко, что дает выпускникам понимание, куда идти дальше. Из моих одногруппников большинство пошло в магистратуру на более узкие специальности, поскольку они уже имели представление об этой области.

Мне кажется, второго такого вуза не найти. Почему? Потому что атмосфера в Академгородке особенная – научная и в том же время очень теплая и домашняя. Что мне всегда нравилось, так это огромное количество разносторонних, ярких студентов. И очень умных! Недавно встречались с друзьями с мехмата, разговаривали про студенческую жизнь в НГУ. Прозвучала смешная фраза, которая, пожалуй, о многом говорит: «Я назвал его „заучкой", а он обиделся – сразу видно, что не наш. Мы всегда восторгались „заучками" – ведь они безумно умные, и это всегда считалось крутым».

После окончания многие из нас уехали, но мы продолжаем общаться и встречаться, а с кем-то даже работаем вместе. Здорово, что после окончания у тебя остается не только корочка. С тобой остаются знания, верные друзья, и много веселых студенческих историй.

Больше всего в жизни мне пригодился исследовательский подход, которому я научился в университете. Я принимал на работу большое количество людей, проводил, наверное, тысячи собеседований и могу сказать, что у всех наших выпускников есть одна особенность, которая не всегда нравится работодателям, но которая позволяет адаптироваться в таких местах, где ничего не вырастает. Это свободное мышление. Поскольку нас учили ученые и учили не по учебникам, догм для нас не было никаких. К примеру, в Физико-математической школе НГУ физика для нас была процессом, а не учебником, в котором записаны формулы.

Из университета я выпустился в 1992 году, когда рухнула система распределения. Нам пришлось самим себе создавать рабочие места и самим эти рабочие места развивать. Многие хорошо продвинулись вперед, и почти никто не остался на дне. Исследовательский подход или свобода мышления позволяют не воспринимать что-то неизвестное тебе как угрозу. В этом смысле универовское образование вредно в отраслях, где требуется рутина. Университетские скучают и съезжают, становятся не только одними из худших, но еще и с несносным характером. Там, где требуется принимать решения в незнакомой обстановке или чему-то учиться, открывать, мы всегда будем одними из лучших. Если у человечества есть будущее, оно никогда не будет жить в абсолютно определенных условиях, всегда будут неизведанные границы, поэтому мы всегда найдем себе место. Здесь у нас практически нет конкурентов, на мой взгляд.

НГУ – это хороший старт, после которого открывается бесконечное количество дорог. Студентам я бы посоветовал не терять романтического взгляда на жизнь. Такого количества романтиков, как среди выпускников нашего университета, я не встречал нигде – ни в Новосибирске, ни в Москве, ни в Париже, где у нас работают офисы. Я говорю не о тех великовозрастных подростках, которые до 30 лет не рожают детей, не берут на себя ответственность. Наши дети уже в университет приходят взрослыми, при этом многие остаются романтиками. Вот это качество я и посоветовал бы студентам в себе сохранить.

Я попал в Академгородок пятнадцатилетним пареньком, полным впечатлений. В то время в НГУ училось немногим более трех тысяч человек. Отличительной чертой НГУ всегда было большое количество ученых-практиков в преподавательском составе. Университет всегда ориентировался на фундаментальную науку и подготовку будущих ученых и весьма эффективно справлялся с этой задачей. Несмотря на то, что учиться было непросто, у студентов оставалось время на разные задумки, и общественная жизнь в университете развивалась очень активно.

Университет дал понимание, как нужно учиться. Нужно не штудировать постулаты всевозможных наук, важно знать, где можно обучиться конкретному предмету, где найти ответ на тот или иной вопрос. Невозможно дать все знания, это нереально. Учиться приходится всю жизнь.

В 2003 году, когда передо мной всерьез встал вопрос о том, что делать после окончания школы, в моем распоряжении оказалось лишь два варианта. Можно было пойти в НГТУ – на тот момент там была единственная в Новосибирске программа дистанционного обучения, которая готовила IT-специалистов и менеджеров. А можно было поступить в НГУ и воспользоваться программой инклюзивного образования, которая позволяет людям с физическими ограничениями здоровья учиться наравне с остальными студентами. Долго думать не пришлось – возможность получать очное образования, общаться с людьми и чувствовать себя полноценным членом коллектива перевесила чашу весов – я и поступил в НГУ.

Университет дал мне хорошие коммуникативные навыки, которые очень пригодились в жизни. Для меня это важно, поскольку с седьмого класса я был полностью на домашнем обучении, а в университете с первых же дней пришлось столкнуться с публичными выступлениями и работой в коллективе, к чему всех детей готовят еще на школьной скамье, а я естественным образом был этого лишен. Коммуникациям во время обучения в НГУ уделено довольно большое внимание, особенно на гуманитарных специальностях, а уж для юристов и менеджеров – это основа основ.

В университете и Академгородке у меня появилось много знакомых и друзей, со многими из них мы поддерживаем связь до сих пор, что помогает по жизни и доставляет большое удовольствие. Конечно же, пригодились и профильные знания. До сих пор с теплотой вспоминаю наших преподавателей, их вклад в наше разностороннее развитие и разнонаправленное образование, которое нам давали в НГУ, не пропадет бесследно, я уверен.

Я думаю, что каждый для себя сам оценивает, что такое успех. На мой взгляд, успешным можно считать того человека, который добился цели, которую он перед собой ставил. Не нужно стесняться ставить маленькие и легко досягаемые цели. Это лучше, чем всю жизни идти к одной большой и туманной. Возможно, я слишком просто отношусь к своей жизни, но в разное время у меня были разные соответствующие цели: поступить в престижный университет, получить хорошее образование, стать востребованным специалистом, достичь устойчивого развития своей компании.

Абитуриентам и студентам хочу посоветовать, выбирая образование, иметь перед собой четкую цель, осознавать ее и уметь формулировать. Потому что четыре-пять-шесть лет, проведенные в университете, – это достаточно большой период времени, который было бы грешно потратить впустую.

Университет приучил работать. Основная масса наших преподавателей была из институтов, штатных преподавателей было мало. Начиная с третьего курса, всех студентов активно привлекали к деятельности Института экономики. Не было никаких игрушечных занятий, а была реальная практическая работа. Основная масса студентов уже работала.

Учили нас достаточно строго. Особо подчеркну такую особенность университета: нас приучали к самостоятельности. Научили мыслить и думать. По большинству предметов учебников как таковых не было. Учились по научным статьям, публикациям наших преподавателей. Со второго курса нас привлекали к участию в МНСК – Международной научной студенческой конференции.

Иногда говорят: чему научился? То, что осталось у тебя в голове после обучения, тому и научился.

Выбора между НГУ и другими вузами не было по нескольким причинам. Во-первых, мои родители познакомились, учась на ФФ, а на третьем курсе поженились. С рождения меня воспитывали в лучших традициях Академгородка.

Для меня дух Академгородка – это особенное, родное, близкое место, где люди тебе рады, водители вежливы и где магазин – это «Торговый центр», а НГУ и университет – синонимы. Именно «воздух» Академа и преемственность поколений (если родители из НГУ, то и дети – обязательно) не давали даже намека на мысль о других вузах Новосибирска или России.

Во-вторых, я на примере своих родителей видела, какой уровень знаний дает наш университет.

Учеба в НГУ дает не узкоспециализированные знания, а учит смотреть на мир шире, интересоваться природой возникновения явлений и вариантами дальнейшего развития событий. Могу смело сказать, что пытливость ума, которую мне привили в НГУ, помогает и в работе, и в обычной жизни. Умение анализировать, мыслить на перспективу, предвидеть возможные последствия – это то, что заложили в нас в стенах НГУ. По опыту работы с выпускниками НГУ могу сказать, что нам проще справляться с большим объемом данных и гибче воспринимать изменения.

НГУ дал мне настоящих друзей – людей, с которыми мы вместе прогуливали лекции, тряслись перед экзаменами на сессии, защищали дипломы, ночами писали шутки для КВН, влюблялись, сжигали мосты в детство и устраивались на работу. Друзья, с которыми мы встретились в нашей альма-матер, – родные люди, пусть даже и видимся мы не так часто, как хочется.

НГУ дал любимую работу. После третьего курса меня пригласили на летнюю стажировку в банк, во время которой я поняла, что банковская деятельность – это интересно и перспективно, что опыт работы в банковской сфере – бесценен и полезен. За восемь лет работы я освоила многие области финансовых услуг и прошла путь от секретаря отделения до руководителя направления крупного филиала. Последние четыре года я занимаюсь интеграционными проектами в ГК ЦФТ, здесь часто приходится к месту способность одновременно решать разноплановые задачи.

Я горжусь тем, что являюсь выпускником одного из лучших вузов страны, это дорогого стоит.

Выбор в пользу НГУ отчасти был иррациональным, потому что, впервые попав в Академгородок, я влюбилась в это место, и мне захотелось здесь жить и учиться.

НГУ дал мне всё. В профессиональном плане университет дал понимание, что не боги горшки обжигают: всему можно научиться, со всем можно справиться. В личном плане НГУ подарил мне семью, верных друзей, с которыми мы вместе через многое прошли.

Университет дал умение добывать знания. По своей специальности – социология – я работала всего год. Дальше стала работать в сфере маркетинга. Профессиональные знания пригождались, но в первую очередь пригодилось умение ничего не бояться, учиться, осваивать новое.

В жизни можно справиться фактически с любыми трудностями. Это понимание тоже пришло в университете. К примеру, на первом курсе элементарно не хватало знаний моей провинциальной школы. Я поступила, но учиться с этой базой было сложно. Приходилось заниматься по ночам, сидеть в читальных залах, ездить в ГПНТБ. В самом университете отделение «Социология» существовало только второй год, и литературы в нашей библиотеке еще фактически никакой не было, кроме ксерокопий. Некоторые вещи мы были вынуждены переводить с англоязычных изданий. То есть приходилось грызть гранит науки в полную силу.

Студентам я бы посоветовала больше смотреть вокруг, отмечать какие-то вещи, думать своей головой, всегда и везде включать свои мозги. Иметь свой взгляд на вещи, не обязательно альтернативный, противоположный, но тем не менее нужно иметь свою точку зрения, которую ты сам для себя можешь аргументировать. Самое главное – нужно учиться получать знания, но не стоит отказываться и от развлечений, потому что именно в студенчестве реально совмещать трудно совместимое.

Новосибирский Академгородок всегда был известен как научный и студенческий центр. Минусом вузов западной части России (Москва, Питер) в моих глазах был хаос мегаполисов, а из дома уехать хотелось. Так остановились на НГУ.

Университет дал в равной степени знания и умение добывать их самой, дал друзей, образ мыслей, незабываемые годы, житейский опыт (в хорошем смысле этого слова). Здесь я познакомилась с мужем, а значит, дал и семью. НГУ полностью предопределил мою дальнейшую биографию.

Студентам могу сказать, что нужно стремиться к успеху обязательно! В той сфере, которая доставляет настоящее удовольствие. Совет студентам – не слушайте советов. Всю информацию нужно оценивать критически. Только ты сам можешь решить, что тебе нужно, а если ошибешься, не факт, что это ошибка.

Сначала я как победитель олимпиады по физике попал в Физико-математическую школу НГУ. В выпускном классе на встречу с нами пришел декан экономического факультета Гагик Мкртчян и стал агитировать поступать на экономфак. Ничего особенного он тогда не сказал, просто рассказал очень увлеченно про факультет, про программу, про то, что изучают студенты. Я присутствовал на той встрече, задавал вопросы и получил интересующие меня ответы. Я увидел, что факультет заинтересован в своих будущих студентах. Большая часть обучения на экономическом факультете строилась на матметодах, программа несущественно отличалась от мехмата. Между тем экономика находится на стыке наук, я посчитал, что мне это интересно.

У меня много хороших воспоминаний об НГУ. Прежде всего, сама среда – интересная и интеллектуальная. Это много значит. Была высокая событийность, активная общественная жизнь: «Интернеделя», стройотрядовское движение. Для молодого человека все это было интересно.

Университетское образование дает навык обобщения, умение из разных фрагментов собирать целое, то есть анализировать информацию в совокупности. Это очень важно, потому что любое решение, для того чтобы оно было правильным, должно опираться на достоверную и полную картину. В жизни часто бывает, что имеющейся информации недостаточно, есть только какой-то фрагмент, а решение нужно принять быстро. И умение экстраполировать, обобщать и выстраивать какую-то закономерность – очень важно. Этот навык, безусловно, развивают университет и физматшкола.

Для меня НГУ всегда был лидером в сфере образования и науки на территории России от Урала до Дальнего Востока. В 10-м классе я посетил Дни открытых дверей трех вузов Новосибирска: НГУ, НГТУ и НГУЭУ. Харизма Гагика Мкртичевича Мкртчяна произвела должное впечатление и развеяла все сомнения.

Отдельного внимания заслуживают вступительные испытания. На ЭФ НГУ отношение к математике всегда было очень серьезным. Когда я поступал, вступительный экзамен по математике не отличался по сложности от экзамена на механико-математическом факультете. Последним этапом было собеседование, на котором мне задавали много вопросов, но запомнился следующий: «Какая машина – Запорожец или BMW – является более ликвидной и почему?» Вступительные экзамены дали понять, что легко в ближайшие четыре года не будет, зато будет интересно. Впоследствии догадка подтвердилась.

После бакалавриата НГУ я не сразу пошёл работать. По конкурсу портфолио поступил на магистерскую программу «Финансовая экономика» Высшей школы экономики в Москве с полным покрытием расходов на обучение и стипендией на проживание. Самыми полезными для поступления стали знания в области математики и математических методов экономики (математическая статистика, эконометрия). В программе обучения на ЭФ НГУ были такие предметы, как математический анализ и линейная алгебра, дифференциальные уравнения, теория вероятностей и математическая статистика, эконометрия и математические методы в экономике и много других математических дисциплин. После прохождения всех этих курсов и успешной сдачи экзаменов напугать математикой меня было сложно. Знания, полученные в бакалавриате, стали надежным фундаментом для продолжения обучения в магистратуре.

НГУ подарил мне много друзей со схожими взглядами и интересами. Во время сессии мы выручали друг друга при подготовке, а после – дружно отмечали окончание напряженной поры на природе с гитарой и сосисками, которые жарили на костре на берегу Обского моря. При встрече мы любим вспоминать о студенческой жизни и травить байки о сдаче экзаменов.

Свой выбор в пользу НГУ я сделал достаточно рано. С университетом меня связывали действительно семейные отношения. Мои бабушка и дедушка по материнской линии приехали из Центральной России, чтобы строить и поднимать Академгородок, и какое-то время жили в его Верхней зоне. Об университете, талантливом профессорско-преподавательском составе, особом духе студенчества я слышал с детства. Поэтому неудивительно, что я, простой школьник из обыкновенной школы спального микрорайона «Снегири» Калининского района, уже в 14 лет приехал в приёмную комиссию НГУ узнавать, что необходимо для поступления в университет мечты и как наилучшим образом подготовиться к вступительным экзаменам.

С первых дней учёбы в НГУ преподаватели объясняли, что в НГУ нам не дадут знания лучше или больше, чем в других вузах страны, но нас научат мыслить и размышлять. Мы никогда не зубрили формулы и теоремы ни по математическому анализу или высшей математике, ни по микро-, макроэкономике или эконометрике. Мы эти формулы выводили. Помню, как на одном экзамене я от волнения забыл формулу и профессор просто попросил вывести её, даже скорее объяснить, как её получить. Именно эти навыки – умение наблюдать, размышлять, анализировать, сопоставлять факты и делать логические выводы – больше всего пригодились мне в дальнейшей работе и остаются востребованными в моей профессиональной деятельности и сегодня.

В первую очередь, университет дал мне, конечно, знания и наставников, которые читали нам лекции, вели семинарские занятия, у которых писались курсовые и дипломные работы. Ещё НГУ дал первый опыт самостоятельной жизни в общежитии, а также круг друзей, с которыми, почти 20 лет после окончания alma mater, я остаюсь на связи и в тесном общении, несмотря на нашу разбросанность по всему миру и удалённость друг от друга.

В университет я поступил после ФМШ, и в то время никто из моего окружения никаких других перспектив, кроме НГУ, не рассматривал. А экономический факультет – потому что это было очень круто. У факультета была особая аура. Считалось, что если ты попадешь на эконом, то жизнь будет в шоколаде, хотя никакого логического обоснования этому не было.</p>

Из академических курсов в работе пригодились, может быть, только бухучет и аудит в самом начале карьеры. Но такие дисциплины, как национальное счетоводство или матанализ тоже были полезны, потому что это хорошая тренировка для мозгов, которую потом уже сложно найти. А, к примеру, решение таких задач, как подготовка за неделю к экзамену, когда ты не посетил ни одной лекции, – сродни кризис-менеджменту. Это бесценный опыт, который потом пригождался не один раз в реальном бизнесе.

Второе, это, конечно, среда: люди, которые меня окружали, с которыми я общался и жил в общежитии. Постоянные разговоры о том, что бы такое сделать. Сейчас выросло совершенно новое поколение. Есть ребята, которым родители могут помочь с работой, деньгами, стартовым капиталом. Тогда ничего этого не было. Был кризис и гиперинфляция. Переводов, которые отправляли родители, едва хватало на еду. Поэтому среди студентов эконома в тот момент было очень много людей, заряженных одной единственной идеей – заработать денег. Нигде и никогда я больше не встречал столько разговоров, мечтаний и планов об этом. Самые гениальные идеи бизнес-проектов рождались в коридоре «четверки». В этом было столько энергии! Именно в этой атмосфере и зародился наш с партнерами первый проект собственного бизнеса.

Вообще, перспективы у выпускников НГУ обширны. Не буду говорить о каких-то конкретных направлениях деятельности, потому что каждый может выбрать любое направление и быть в нем успешным. Любая дорога хороша, лишь бы вы понимали, что будет потом.

Университет дал не только знания, он дал умение быстро принимать решения в сложных ситуациях, проводить их всестороннюю оценку и самое главное – особое мировоззрение. К примеру, во время заграничных командировок много раз замечал, что чувствую себя гораздо комфортнее коллег, которые не учились в НГУ. Выпускникам НГУ проще общаться с окружающим миром. Вероятно, на это влияет особый способ подачи информации в университете, большое количество международных программ, в которых участвует НГУ, активная научная деятельность преподавателей университета, в которую часто бывают вовлечены студенты.

Экономический факультет я выбрала по двум причинам. Во-первых, я окончила школу в 1984 году, в то время Советский Союз уже разваливался. Было очевидно, что в экономике не все в порядке. Мне хотелось разобраться, в чем дело. Вторая причина была в том, что я очень любила математику, но у меня совершенно «не шла» физика. И мне нужно было выбрать факультет, где математика преподавалось бы на сильном уровне, а вступительный экзамен по физике сдавать не нужно было бы.

После университета прежде всего пригодились хорошие знания по математике. Я очень люблю эту науку и занимаюсь сегодня теоретическими моделями. Мне очень интересна привязка математики к социальным, общественным наукам.

Еще в НГУ очень полезными для меня в дальнейшем оказались практические занятия, семинары, на которых нас учили логически мотивировать свои тезисы, говорить вслух. Как правило, на этих занятиях мы обсуждали работы Маркса. И хотя в целом Маркса полезно почитать, главное, что мы пытались логически отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. В Америке студенты очень хорошо подготовлены в плане изложения, а вот математическая подготовка у них более слабая. Именно поэтому в США много иностранных аспирантов.

В НГУ была очень живая, интеллектуальная среда, проходило много различных открытых лекций. Мне было интересно общаться со сверстниками, которые приезжали учиться в НГУ со всего Советского Союза. Поэтому, когда вспоминаю свои студенческие годы, я вспоминаю не только семинары и лекции, но и время, проведенное с друзьями.


После выпуска из НГУ я поехала в Варшаву в магистратуру, ЭФ помог тем, что образования и базы хватило для того, чтобы учиться. Статистический анализ, с которым там многие бились, давался легко, потому что у нас тут все сурово с этим.

Вообще, выпускники-социологи многие учились за границей, некоторые остались, некоторые вернулись. Один делает моду в Милане, другая делает социальные проекты в Нью-Йорке, третья получила степень PhD и преподаёт в Чикаго по профилю образования в НГУ. Есть менеджеры, которые уехали через Францию в Штаты, есть экономисты и в Чикаго в LSE. Факультет в целом развернулся в направлении интернационализации, появляются возможности стажировок и совместные программы. Институциональные возможности заставляют студентов развиваться самостоятельно.

Вообще студентов ЭФ НГУ отличает умение рассчитывать свои силы и ресурсы, чтобы решать сложные задачи, в том числе малознакомые.