История ФМШ
История ФМШ началась в 1962 году, когда для подготовки молодежи для работы в науке у основателей СО АН родилась идея конкурсного отбора талантливых школьников в области физики и математики через систему олимпиад, а затем их обучение в специализированной школе-интернате при университете в течение одного-двух лет с последующим поступлением в НГУ.
Сначала по всей Сибири прошла первая олимпиада школьников, потом — первая в сибирской истории Летняя физматшкола. Затем родилась новосибирская ФМШ, и 21 января 1963 года А. А. Ляпунов прочел здесь первую лекцию по математическому анализу. Уже полным ходом шли занятия и начинался следующий учебный год, когда вышли постановления Совета Министров СССР и Министра просвещения РСФСР, и одна из самых перспективных идей академика М. А. Лаврентьева была, наконец, узаконена.
Физико-математическая школа новосибирского Академгородка была официально открыта в августе 1963 года.
Основателем этой первой в мире специализированной физико-математической школы является академик
Михаил Алексеевич Лаврентьев, имя которого и носит школа.
Становление
Отбор талантливых школьников строился по системе трехступенчатой физико-математической и химической олимпиады. Организовывалась она следующим образом:
Первая ступень
Физико-математическую школу-интернат (ФМШ) при Новосибирском университете. В 9-х и 10-х классах этой школы обучается более 500 ребят около 30 национальностей со всех концов Сибири и Дальнего Востока. Около половины из них — дети из маленьких городов, рабочих поселков, деревень.
По школам, районным, городским и областным организациям народного образования рассылаются составленные сотрудниками СО АН и НГУ задачи школьного типа по математике, физике и химии. Часть задач рассчитана не столько на знание учебника, сколько на сообразительность. Всем желающим предлагается присылать решения на адрес университета. Это так называемый заочный тур олимпиады.
Вторая ступень
Из приславших ответы отбираются лучшие, и им дается возможность за счет местных органов народного образования приехать во время весенних школьных каникул в марте в ближайший областной или республиканский центр, куда командировались сотрудники СО АН, преподаватели, аспиранты и студенты НГУ для проведения второго (очного) тура. В общей сложности в нем ежегодно участвуют 8–10 тысяч школьников Сибири и Дальнего Востока.
Третья ступень
Из показавших наилучшие успехи во втором туре около 600 человек приглашаются в Академгородок. Здесь в течение августа работает так называемая Летняя физматшкола. Крупные ученые и научная молодежь читают ребятам популярные лекции из разных областей наук. Шестьдесят молодых ученых — старшекурсники, аспиранты и доценты университета — проводят месяц со школьниками. Школьникам предлагают задачи из разных областей на сообразительность. Заканчивается Летняя физматшкола третьим туром олимпиады. Победители принимаются в
Формирование
Организация школы предполагала и проведение комплекса мероприятий непосредственно в школе: это и отбор учащихся, способных учиться в школе нового типа, и формирование новых учебных планов, новых программ по различным дисциплинам, обеспечение учебного и воспитательного процесса, подбор кадров, удовлетворяющих условиям работы в новой обстановке, и т.д.

В связи с этим в Сибирском отделении Академии наук были созданы два новых общественных органа: Комитет по проведению олимпиад и Ученый совет физико-математической школы. Комитет должен был заниматься организацией олимпиад для школьников из различных регионов Сибири и Дальнего Востока, а Совету была поручена работа по становлению физико-математической школы. Первым председателем Ученого совета физико-математической школы был назначен член-корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов.

Вселилась ФМШ в новое здание на тогдашней окраине Академгородка, там, где сейчас военный институт, курсанты, а ближе к университету, в студгородок, переехала в 1969 — в специально построенные учебный корпус и два общежития. Рядом очень кстати оказались спорткомплекс, стадион и футбольное поле.
Развитие
В 1988 году ФМШ получила новое название и иной статус — СУНЦ НГУ, у истоков которого стояли Председатель СО АН СССР академик В. А. Коптюг и академик РАО А. А. Никитин, выпускник ФМШ, почти два десятилетия проработавший здесь директором. Это означало новое качество школы. Появились кафедры, активизировалась исследовательская деятельность учителей и учеников, вошли в практику региональные и всероссийские учительские семинары и конференции, изданы десятки оригинальных учебных пособий по математике, физике, химии, биологии, русскому языку и другим учебным дисциплинам.

Помимо задач подготовки учащихся перед учебно-научным центром стоят задачи проведения научных исследований в области образования. Преподавание здесь построено по типу высшей школы, действует система лекций и семинаров. Дважды в год (зимой и летом) проводятся экзамены по основным предметам, а по остальным, при необходимости, зачеты. По окончании школы — выпускные экзамены.
Ключевые даты
ФМШ сейчас
Сегодня ФМШ — это один из 4 специализированных учебно-научных центров страны, в котором обучается 500 школьников из 60 регионов РФ.

В 2019 году СУНЦ НГУ занял пятое место в ежегодном рейтинге агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) по количеству выпускников, поступающих в лучшие вузы России, и возглавил топ школ Сибирского федерального округа.

В 2017 году в рейтинге «Лучше школы России» по показателям ЕГЭ, Всероссийских и международных олимпиад СУНЦ НГУ вошел в топ-25 лучших школ России.

Две трети выпускников поступают в НГУ, остальные — в другие ведущие вузы России.
За 56 лет школу окончили более 16 000 человек. Более 4 тысяч выпускников стали кандидатами, а более 500 — докторами наук. Пять выпускников были избраны действительными членами и семь — членами-корреспондентами РАН.
Специализированный учебно-научный центр НГУ
630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 11/1, ул. Ляпунова, 3
fmsh@sesc.nsu.ru
sesc.nsu.ru
Мы в соцсетях