Гуманитарный институт: История

Студент-историк овладевает рядом навыков, необходимых каждому для достижения успеха: умеет аргументированно отстаивать свою точку зрения, обрабатывать и систематизировать информацию, придавать значение деталям, удерживая при этом контекст. Три базовые кафедры направления истории (археологии и этнографии, отечественной истории и всеобщей истории) позволяют студентам выбирать специализацию в рамках самого широкого спектра исторического знания, а небольшой набор студентов дает возможность для творческой и персональной работы преподавателей с каждым из них. Студенты-историки постигают закономерности всемирного исторического процесса, что позволяет лучше понимать современные социальные и политические явления.

Почему именно гуманитарные науки в НГУ?

Специализации
Отечественная история
Всеобщая история
Археология и этнография
Приоритетной тематикой выступает изучение места и значения Сибирского региона в российском историческом процессе. Работают два научно-образовательных центра – «Историческое сибиреведение» и «Динамика и опыт российских социокультурных трансформаций». Преподаватели направления читают лекции по истории Отечества, отечественной историографии и источниковедению, истории отечественной культуры, истории Сибири, вспомогательным историческим дисциплинам. Студенты имеют возможность ознакомиться с новейшими работами российских и зарубежных историков по той или иной проблематике, открыть для себя множество интереснейших источников, позволяющих воссоздать картины далекого или недавнего прошлого.

Научная работа ведется, прежде всего, в области истории древнего мира и средних веков. Основные направления специализации: история и социология культуры, история духовной жизни эпохи Античности, Средних веков и Возрождения, религиоведение. В рамках специализации изучаются социально-политическая история и культура Древнего Египта, Древней Греции и Рима, история Западной Европы в средние века, история просветительской мысли в Европе в новое время, политическая история Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона на современном этапе. В рамках специальности студенты не просто получают углубленное представление о всеобщей истории, но и получают существенный стимул для освоения древних и современных европейских языков.
Подготовка проходит по нескольким тематическим блокам, которые включают более 10 специальных дисциплин по археологии и этнографии. Основные направления этой специализации – археология Сибири, Дальнего Востока, Центральной и Восточной Азии, Тихоокеанского побережья; социальные и экономические структуры древних обществ; история военного искусства народов Центральной Азии; первобытное искусство, этнография народов Сибири. Эти курсы преподают ведущие исследователи в области археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока, руководители научных школ «Археология Южной Сибири и Центральной Азии», «Археология Западной Сибири» и «Археология Северной Азии». В программе обучения предусмотрены производственные практики и летние полевые школы, которые позволяют освоить приемы экспедиционных работ и новейшие методы лабораторных исследований археологического и этнографического материала.
Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Обучение
На направлении «История» преподают действующие исследователи. Это дает возможность студентам знакомиться с проблемами и успехами исторической науки «из первых рук», самим включаться в творческую работу и развиваться в интересующем направлении. В ходе научной специализации студенты имеют возможность работать в лучших библиотеках страны, в сибирских и столичных архивах, ездить в археологические и этнографические экспедиции по разным районам Сибири и Дальнего Востока. Они также активно участвуют в научно-исследовательских программах и грантах, научных конференциях, стажировках в ведущих зарубежных и российских научно-образовательных центрах.

В рамках направления археологии и этнографии проводится «Сибирская археологическая полевая школа», ориентированная на обучение студентов и аспирантов новейшим технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных археологических исследований. Площадками для практических работ студентов-археологов являются научно-исследовательские стационары Института археологии и этнографии СО РАН «Денисова пещера» в Алтайском крае и «Тартас» в Венгеровском р-не Новосибирской области. На территории стационаров расположены камеральная, реставрационная, антропологическая и палеонтологическая лаборатории, а также вся необходимая для проведения постоянных исследований инфраструктура. На протяжении всех 40 лет археологического изучения Денисовой пещеры сотрудники института археологии и этнографии вместе со студентами исторического отделения ГФ принимают самое активное участие в работах. Денисова пещера – опорный памятник эпохи палеолита, известный своими антропологическими находками. Именно здесь найдены останки ранее неизвестной группы гомининов – денисовцев, что полностью перевернуло предыдущую модель эволюции.
Дисциплины
Основа исторического образования – классическая система знаний, которая формируется базовыми дисциплинами – археология, этнография, отечественная и всеобщая история, – а также специальными курсами. Студенты слушают курсы лекций целого спектра разнообразных «отраслевых» историй – политической, военной, культурной, религиоведческой, экономической, демографической и др. На факультете есть десятки специальных курсов по выбору.

Профессиональная подготовка дополняется инструментами интеллектуальной деятельности, такими как иностранные (европейские) языки, современные информационные технологии. Студенты проходят производственные практики в археологических экспедициях от Сахалина до Кавказа, в архивах и музеях, приобретают навыки и опыт работы в научных коллективах.

Общегуманитарные, социальные и экономические дисциплины

Латинский язык, Основы экономической теории; Основы правоведения; Основы религиоведения; Политология; Русский язык и культура речи; Философия; История общественно-политической мысли России; История общественно-политической мысли Европы; История европейской культуры: культура древности и средневековья; История европейской культуры: культура нового и новейшего времени; Политические институты и политические процессы в современной России; Современные международные отношения; Основы музееведения; Менеджмент историко-культурного наследия; Методика преподавания истории; Физическая культура и спорт; Безопасность жизнедеятельности

Математические и естественнонаучные дисциплины

Концепции современного естествознания; Информационные технологии в гуманитарных исследованиях; Основы палеонтологии; Палеоэкология человека; Технологии информационно-аналитической работы

Исторические дисциплины

Введение в специальность; История (история исторического знания); История Древнего Востока; История Древней Греции и Рима; История стран Востока; История средних веков; Новая история; Новейшая история; Отечественная история; История Сибири XVI–XIX вв.; История Сибири XX вв.; Историография отечественной истории; Историография истории Европы; Экономическая история; Основы археологии; Археология каменного века; Археология палеометалла и раннего железного века; Археология железного века; Археология средневековья; Археология зарубежных стран; История отечественной археологии; Наскальное искусство Евразии

Иностранный язык

По выбору: Английский язык; Немецкий язык; Французский язык

Методология и методы исторических исследований

Источниковедение; Вспомогательные исторические дисциплины; Методы исторических исследований; Основы консервации и реставрации археологических и этнографических коллекций; Экспериментальная археология; Полевая археология; Керамика как археологический источник; Письменные источники по древней и средневековой истории Северной и Центральной Азии

Антропологические дисциплины

Основы антропологии; Основы этнологии; История первобытного общества; Историческая демография; Этногенез, этническая история и этнография народов Северной Евразии; Миграционные процессы в истории; Погребальная обрядность в древних обществах

Практика

Археологическая практика; Архивная практика; Комплексная палеоэкологическая практика; Преддипломная практика; Научно-исследовательская работа студента; Курсовая работа; Государственный экзамен; Подготовка и защита выпускной квалификационной работы
Видео
Практика
Археологическая практика
Архивная практика
Археологическая практика – уникальная возможность, которая открывается перед студентами-историками. Она проходит на базе научно-исследовательских экспедиций, проводимых как самостоятельно кафедрой археологии и этнографии, так и совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Практика обязательна для студентов-историков первого курса и для студентов-археологов всех курсов. Длительность – 24 дня.

Практика студентов-археологов носит комплексный характер и позволяет за годы обучения приобрести опыт археологических исследований объектов различных типов и различных уровней сложности. Если практиканту-историку, который не собирается продолжать свою карьеру в области археологии, необходимо освоить базовые навыки полевых археологических исследований за короткий срок, то студент-археолог должен вникнуть в огромное количество нюансов, связанных со спецификой различных типов памятников, хронологической, географической и культурной спецификой археологических объектов, с которыми ему придется работать в дальнейшем.
Архивная практика – важнейшая составляющая профессиональной подготовки студентов исторического направления. Она проходит на базе крупнейшего регионального хранилища документов – Государственного архива Новосибирской области в течение 15 дней. Практика обязательна для студентов второго курса бакалавриата исторического отделения. На архивной практике студенты приобретают навыки работы с основными видами исторических источников, а также знакомятся с разными сторонами деятельности архивного учреждения.
80 000
рублей в семестр*
История

Обществознание

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
25
25
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
254
*Стоимость указана за 2019-2020 уч. год
Олимпиады и индивидуальные достижения
Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2017-2018 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Предмет
Победители и призёры
История
Без экзаменов
Обществознание
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл
призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
12
Диплом победителя Олимпиады по истории 2018/2019 учебного года, проводимой НГУ совместно с СО РАН (при приеме на направления История и Востоковедение и африканистика)
5 баллов
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов).
Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
История
Обществознание
Русский язык
История
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Русский язык
Обществознание
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
ИСТОРИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть более подробный список олимпиад.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Среди выпускников направления «История» есть ученые Сибирского отделения РАН, преподаватели высшей и средней школы, работники государственных и коммерческих учреждений, библиотек, архивов, музеев, турфирм, средств массовой информации, рекламных агентств, бизнесмены. В управленческой сфере на государственной и муниципальной службе растет ценность исторической аналитики, поэтому выпускники направления «История» высоко востребованы в политике. Историки получают качественное разностороннее гуманитарное образование, широкий кругозор и навыки работы с информацией. Знание и понимание исторических процессов позволяет оценивать актуальные события, формулировать задачи и проблемы, стоящие перед государством и обществом в целом. Некоторые выпускники продолжают образование и работают в зарубежных университетах Европы, Азии, Америки, защищают степень PHD, преподают за рубежом.

Евгений Сазонов, '01
Заместитель председателя, директор департамента по науке и образованию исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», кандидат исторических наук


«Для меня НГУ и родной гумфак остались очагом интеллектуальной свободы и символом неисчерпаемых возможностей самореализации»

Читать полный отзыв
Евгений Мездриков, '05
Главный редактор сайта «Тайга.инфо»


«Для меня люди, с которыми я учился, были единомышленниками»

С 2002 по 2005 год работал корреспондентом на независимом новосибирском телеканале «НТН-4», сотрудничал с различными федеральными и сибирскими изданиями, такими как «Коммерсантъ», «Газета.ру», «Время новостей», «Континент Сибирь».

Читать полный отзыв

Константин Пономарев, '04
Референт Представительства Фонда имени Фридриха Эберта (Германия) в Новосибирске, преподаватель Кафедры массовых коммуникаций отделения журналистики Гуманитарного института НГУ


«В дипломе нет графы с оценкой за предмет „уметь выбирать друзей", но он – один из самых главных в НГУ»


В 2004 г. с отличием окончил Новосибирский государственный университет, Гуманитарный факультет, отделение «История». Диплом на тему «Консервативный поворот на юге ГДР в 1990г. на примере Федеральной земли Саксония»
Читать полный отзыв
Павел Головкин, '03
Кинорежиссер, журналист, художник, основатель киностудии Aalwe

«Гумфак дал ощущение тепла, которое греет до сих пор»

Награжден медалью Министерства образования РФ как молодой ученый. После НГУ работал на новосибирском ТВ. Автор серии интеллектуальных интервью с такими известными фигурами, как лауреат Филдсовской премии математик Ефим Зельманов, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, итальянский оперный режиссер Андреа Андерман и другие.
Читать полный отзыв
Катерина Черепанова, '16

«После окончания ГФ нет никаких шансов мыслить узко и примитивно»

Когда я поступала в университет, я не отдавала себе отчет в том, куда на самом деле я иду: меня просто интересовал Академгородок как некий феномен Новосибирска. В итоге было выбрано направление «История», так как я услышала, что здесь дается возможность не только благодарно слушать то, что тебе говорят, но и спорить – разумеется, аргументированно.

Читать полный отзыв
Виктория Буго, '14
Ведущий редактор отдела рекламы и связей с общественностью театра «Глобус»


«Историк – это не состояние души, а состояние ума»


Уже в старших классах я знала, что хочу работать в сфере культуры. Вопросов с выбором университета не было – только НГУ. У меня не было четкого видения себя в профессии, но было понимание того, что я хочу получить для работы в выбранной мной сфере.

Читать полный отзыв
Валентин Портных, '08
Кандидат исторических наук, ассистент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ


«Обучение на гуманитарном факультете было одной из очень интересных страниц моей жизни».

Обучался в совместной русско-французской аспирантуре. Присвоены степени кандидата исторических наук и степень доктора истории «западного образца». На данный момент продолжает исследования в области истории крестовых походов.

Читать полный отзыв

Анастасия Петриленко, '17

Я не устаю восхищаться своей специальностью»


Я поступила в НГУ на Гуманитарный факультет по направлению «История» в 2011 году и окончила его в 2015 году с красным дипломом. Сегодня размышляю над теми вопросами, над которыми со временем перестаешь задумываться, но которые имеют колоссальное значение: «Что такое история?», «Какой главный вопрос истории» и вообще «Зачем нам изучать прошлое, то, чего сейчас уже нет? Есть ли в этом смысл? Или это пустая трата времени?» – и не устаю восхищаться своей специальностью.

Читать полный отзыв

Леонид Трофимов, '94
Старший преподаватель истории, университет Бентли, США

«Мне нигде не приходилось больше сталкиваться с таким богатым соцветием интересных и ярких людей»


Чем запомнился университет? Да всем! Самое важное – общение и друзья. Это даже важнее учёбы. Хотя пусть это остается секретом, который каждый открывает для себя.

Читать полный отзыв
Сергей Куликов, '82
Доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ

«Зубрить историю невозможно, ее нужно понимать»


Базовым остается высокий уровень преподавания на факультете, и это самое главное. Пусть меняется все что угодно, но остается то, что делает наш факультет очень приличным компонентом общеуниверситетской системы образования.

Читать полный отзыв
Максим Котляров, '06
Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики НГУ, заместитель начальника аналитического отдела информационно-аналитического управления администрации губернатора и правительства Новосибирской области


Я учился на историческом отделении гуманитарного факультета НГУ. Это было интересно и полезно. Историческое образование в нашем университете – фундаментальное, нацеленное на подготовку ученых-исследователей, и одновременно оно дает знания и навыки для практической деятельности.

Читать полный отзыв
Сергей Козлов, '93
Декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления

«Всему, что я умею в жизни, научил меня гуманитарный факультет»


Всё началось с того, что я, как и все мальчики, в детстве играл в солдатиков. И увлекательная игра в солдатиков – бумажных, пластилиновых, оловянных – в конечном итоге подтолкнула меня к тому, чтобы узнать: а как всё было на самом деле?

Читать полный отзыв
Владимир Шишкин, '70
Доктор исторических наук, профессор

«История неисчерпаема, в ней можно найти совершенно фантастические вещи»


На нашем факультете работает очень сильный корпус выдающихся преподавателей, которые к тому же обеспечивают теснейшую связь между факультетом и историческим отделением РАН. Благодаря этой связи студенты получают самые актуальные знания и втягиваются в исследовательский процесс.

Читать полный отзыв
Закончил историческое отделение гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета 1993–1998 гг.), аспирантуру НГУ (1998–2001 гг.), в 2002 г. защитил диссертацию «Образ „врага народа" в партийной и государственной политике большевиков (июль1917 г. – июль 1918 г.)».

Моя учеба на гумфаке НГУ пришлась на знаковое, с точки зрения исторической науки, время. Короткая по историческим меркам эпоха потрясений была для нашей сферы годами открытий и новых возможностей, когда уже пали одни замшелые догматы и табу, а другие еще не сформировались. Зато вводились в оборот новые комплексы источников, появлялись свежие концепции, велись яркие, открытые, профессиональные и общественные дискуссии об истории нашей страны и человеческой цивилизации.

Мы, студенты, были вблизи эпицентра этих событий благодаря нашим преподавателям – действующим профессиональным исследователям, которые были участниками и творцами этого непростого процесса. Конечно, это были (и к счастью, многие еще остаются) уникальные люди, каждый с огромным интеллектуальным багажом и неповторимым личным стилем.

С первой же лекции в университете, которую нашему курсу прочитал академик Николай Николаевич Покровский, с первых слов Михаила Иосифовича Рижского, выдающегося библиоведа, преподавателя истории Древнего Мира и просто Папы Рижского нашего факультета, – мы погружались не просто в историю, а в Мир Людей, который гораздо богаче и многообразнее, чем мы могли себе тогда представить и увидеть своими глазами.

Колоссальным плюсом того времени было то, что нас учили люди совершенно разных взглядов и убеждений, – по ощущениям, вся палитра идеологических и политических взглядов была представлена нашими преподавателями. Но при этом навязывания «единственно правильной», то есть своей точки зрения, продиктованной идеологией, не было. У нас была возможность сравнивать и выбирать. И каждый делал свой выбор. На мое личное и профессиональное развитие наибольшее влияние оказали Лев Фаддеевич Лисс, преподаватель истории Нового времени, ставший для меня образцом университетского лектора и потрясающим семинаристом, и мой научный руководитель Владимир Иванович Шишкин, прекрасный специалист по советской Сибири, который корректно и очень точно оттачивал мои аналитические и исследовательские компетенции.

Надо сказать, что историки гумфака НГУ – это особый, «штучный товар». Набор из 25 человек на курс, подгруппа на семинаре в 6–8 человек гарантировали очень интенсивное общение с каждым из трех десятков преподавателей, через чьи руки мы прошли. И каждого преподавателя я помню до сих пор. Это большое преимущество маленького университета и маленького факультета, которое дает в итоге то слабо уловимое «качество образования». Почти треть нашего выпуска окончили университет с отличием, при том, что спрос был весьма высок – почти столько же человек из нашего набора не дошли до конца обучения.

Время в университете было чрезвычайно насыщенным и спрессованным – на первых курсах практически каждый день приносил новые открытия, события и эмоции. Важнейшей частью университетской жизни была плотность общения вне аудиторных стен. За одним столом, в одной компании могли собираться и общаться юные отъявленные панки и возвышенные гуманитарные барышни, православные ортодоксы, адепты перманентной революции и убежденные системные эволюционисты, «вольные неопределившиеся художники» и люди, у которых был чёткий жизненный план. Яркие встречи, долгие интеллектуальные дискуссии, испытания дружбой и любовью, развлечения и приключения были частью неповторимой атмосферы, которую дарили гумфак, университет и Академгородок.

Поэтому для меня НГУ и родной гумфак остались очагом интеллектуальной свободы и символом неисчерпаемых возможностей самореализации. Заложенное в те годы стремление к познанию и к саморазвитию является моим пониманием Настоящей Науки, которая должна жить в стенах НГУ, а также личным поводом быть причастным к современной жизни университета в ее разных проявлениях.

С 2002 по 2005 год работал корреспондентом на независимом новосибирском телеканале «НТН-4», сотрудничал с различными федеральными и сибирскими изданиями, такими как «Коммерсантъ», «Газета.ру», «Время новостей», «Континент Сибирь». В 2006 году был корреспондентом ИА REGNUM по Новосибирской области. С 2006 по 2011 год – корреспондент и ведущий программы «Вести-Новосибирск». Сейчас – главный редактор Сибирского информационного ресурса «Тайга.инфо».

Историческое образование считается, наряду с математическим и философским, одним из ключевых, потому что настраивает не только на получение и воспроизводство знания, но и на умение анализировать, делать связки, вычленять общее и частности, находить смысловые связи между событиями. Сейчас я специалист уже в другой гуманитарной области, но изучение истории дало мне умение работать с источниками, искать причинно-следственные связи и закономерности, проверять информацию.

Для меня гуманитарный факультет – это не только базовое классическое образование, а в первую очередь – компания, которая там была. Отбор в НГУ отличается от всех остальных вузов. Для меня люди, с которыми я учился, были единомышленниками, с которыми интересно общаться, и после семинаров иногда мы разговаривали более плодотворно и глубоко, чем на семинарах. Даже по вечерам, когда многие студенты пили портвейн и пиво, которые тогда можно было пить в студенческом городке, наш поток делал это не просто так, а обсуждая судьбы России, а может быть, и мировой истории. И за это в первую очередь я благодарен ГФ.

Среди моих однокурсников и людей, которые заканчивали ГФ после меня, есть люди совершенно разных специальностей: директора агентств недвижимости, фотографы, ученые, актеры, продажники, сотрудники музеев, преподаватели истории и политологии. Наши выпускники делают имя не только в бизнесе и управлении, но и в политике. Многие выпускники стали журналистами благодаря системности подхода. Преуспеть можно в любой области, если умеешь мыслить, сопоставлять факты, анализировать информацию. Именно эти ключевые навыки получают на историческом отделении гумфака.

Я бы пожелал абитуриентам и студентам, чтобы им повезло учиться в таком же окружении, как и мне, с такими же замечательными людьми, и у таких же замечательных преподавателей, как это было со мной.

Самое главное – насладитесь на первом-втором курсах этой атмосферой, этим очарованием чистого образования, компании, правильного окружения в ночных диспутах на прогулках по Академгородку. Потому что, скорее всего, потом такой возможности не будет.

В 2004 г. с отличием окончил Новосибирский государственный университет, Гуманитарный факультет, отделение «История». Диплом на тему «Консервативный поворот на юге ГДР в 1990г. на примере Федеральной земли Саксония»

История. Я никогда не думал, что буду работать по специальности. Я не мог себе представить, что работа, которая у меня будет после окончания университета, будет полностью соответствовать тем навыкам, которые я получил на отделении «История» Гуманитарного факультета НГУ. В наших дипломах специалистов написано: «Историк, преподаватель истории». Однако за этой простой формулировкой стоит опыт накопления, интерпретации и передачи информации. Ведь сама по себе история не имеет смысла без ее изучения, без живого интереса и острых вопросов к ней и без актуализации результата исследовательской работы для повседневности и для будущего, для другого человека – читателя или слушателя. И так с любой информацией. Другими словами, умение собирать, обобщать, критически анализировать данные, работать с документами и слушать реальных людей, создавать текст по итогам своей работы – это навыки не кабинетного историка, а сильные стороны любого современного специалиста – журналиста, исследователя, менеджера или руководителя. Многие из этих навыков нарабатываются и оттачиваются во время работы над дипломным проектом. После этого в мире становится намного меньше тем, в которых, как кажется, невозможно разобраться.

Иностранный язык. Мне сложно представить себе карьеру и даже повседневную работу с информацией без английского, который я учил в школе, и без немецкого, который начал изучать в университете. Честно сказать, я бы с радостью вернулся во времени и добрал бы в универе еще и итальянский или французский. Даже латынь, которую вы едва помните через 10 лет после выпуска, позволяет вам общаться на заметно более высоком уровне с коллегами из других стран, и особенно в академическом обществе. Вообще, усилия, приложенные во время обучения в университете, полностью окупаются, поскольку дают базу для дальнейшего развития именно тех навыков, которые нужны вам в настоящий момент в вашей конкретной профессиональной ситуации. Но лучше всего это видно на примере иностранного языка. Даже если он забывается со временем, легко восстанавливается и совершенствуется, если он нужен. А в современном глобальном мире без <nobr>2–3</nobr> языков очень трудно иметь серьезные перспективы.

Однокашники. Один из важнейших навыков, полученных в университете, – это опыт дискуссий и споров, дебатов и диспутов, которые постоянно сопровождают вас с однокашниками. Вы спорите до хрипоты по самым разным проблемам – от палеопсихологии и происхождения изобразительного искусства до генезиса средневековых ересей и устройстве мира после холодной войны. Это поистине неисчерпаемый ресурс для личностного роста, потому что одногруппники и просто другие студенты растут с вами и быстрее вас. Конечно, друзей нужно уметь выбирать, но на Гумфаке и на других факультетах НГУ это было так легко и приятно – заводить друзей. В дипломе нет графы с оценкой за этот предмет, но он – один из самых главных в НГУ.

Награжден медалью Министерства образования РФ как молодой ученый. После НГУ работал на новосибирском ТВ. Автор серии интеллектуальных интервью с такими известными фигурами, как лауреат Филдсовской премии математик Ефим Зельманов, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, итальянский оперный режиссер Андреа Андерман и другие.

Автор двух короткометражных и четырех фильмов полного формата. Обладатель премии Национальной телеакадемии «ТЭФИ – Регион» за фильм «Проклятые вопросы бытия» (2007). Его последний фильм «Темное небо. Белые облака» снимался в России и Швеции. В 2015 году был показан европейским каналом Arte и российским каналом «Культура».

Мне казалось, что история – это очень красиво: ты словно дружишь с великими людьми прошлого, и они практически становятся тебе родными. Я себе это так представлял, и мне никогда история не казалась сухой. И ту красоту, которую я ждал, я нашел на гуманитарном факультете НГУ. Этот выбор был сделан интуитивно.

Ценность исторического образования заключается в том, что вы всегда можете выйти в потайную комнату истории и посоветоваться с кем-нибудь великим, как поступить. Мне кажется, это очень помогает в жизни: знать чей-то опыт.

О времени студенчества я скорее помню не какие-то конкретные события, а ощущение, когда открывались двери и я заходил в университет. Это солнечная, очень теплая атмосфера доверия и любви. Эти годы – это были годы огромной человеческой любви, которую я испытывал со стороны других людей. Это была любовь не только со стороны студентов, но и со стороны преподавателей. Самое главное, самое сокровенное и то, что мне дорого – это профессора факультета. Было абсолютно удивительно, что такие люди бывают. До сих пор я воспринимаю их как близких родных. В какой-то момент в Академгородке удалось собрать интеллектуальную элиту очень большой страны, и это, конечно, чувствуется в университете.

Гумфак дал мне ощущение тепла, которое греет до сих пор. Это – прежде всего. Во-вторых, это ощущение того, что жизнь может быть очень красивой, и что эту красоту нужно удерживать. Понимание того, что жизнь сложно устроена, и иногда бывает трудно, но ты должен держаться. Гуманитарное образование учит восприятию красоты и восприятию эстетики. Я не знаю, какой я выбрал путь и куда он меня приведет. Возможно, это будет полное фиаско. Возможно, это будет что-то хорошее. Может быть, будет и то, и другое. Но, во всяком случае, то ощущение тепла и красоты жизни, которые мне давал гуманитарный факультет, я сохранил в нужных для выживания объемах.

Когда я поступала в университет, я не отдавала себе отчет в том, куда на самом деле я иду: меня просто интересовал Академгородок как некий феномен Новосибирска. В итоге было выбрано направление «История», так как я услышала, что здесь дается возможность не только благодарно слушать то, что тебе говорят, но и спорить – разумеется, аргументированно. Можешь действительно заниматься тем, что интересно, здесь пойдут навстречу, как пошли навстречу мне, когда я выбрала научного руководителя с другой кафедры.

Если кратко сказать, то помимо академических знаний высокого уровня ты получаешь фундаментальную базу, которая позволяет тебе реализоваться в самых разных сферах. Действительно учишься думать, анализировать и начинаешь рассматривать явления со всех сторон – это, на мой взгляд, самое главное. После окончания ГФ нет никаких шансов мыслить узко и примитивно, так как твое сознание просто перестраивается на абсолютно иной уровень восприятия информации.

Уже в старших классах я знала, что хочу работать в сфере культуры. Вопросов с выбором университета не было – только НГУ. У меня не было четкого видения себя в профессии, но было понимание того, что я хочу получить для работы в выбранной мной сфере.

Прежде всего, историческое образование дает системность и логику мышления, столь необходимые для понимания процессов, происходящих в настоящем. Это важно для того, чтобы понимать, кто мы такие, а также кто я такой. Именно историческое образование учит систематизировать большие объемы информации, выделять структуру и понимать основные идеи и цели, которые вписаны в строки источника. Также понимание закономерностей развития исторических процессов дает ценный навык при планировании своей деятельности и оценке ее результатов и последствий.

Исторические сюжеты очень плотно вплетены в культуру и искусство. И мне кажется, что именно знание исторического и социально-политического контекста создания художественного произведения является важнейшим этапом в понимании искусства (любого – будь то театр или живопись). В данный момент в своей работе я балансирую на стыке культурной и интеллектуальной деятельности, и думаю, что мне это удается именно благодаря полученному образованию.

Главное, что мне дал университет – это прочный фундамент знаний и фактов, который позволил в дальнейшем выбрать верный вектор развития. Я бы сказала, что историк – это не состояние души, а состояние ума.

Обучался в совместной русско-французской аспирантуре. Присвоены степени кандидата исторических наук и степень доктора истории «западного образца». На данный момент продолжает исследования в области истории крестовых походов.

Автор первого в мире перевода трактата-инструкции для проповедников крестовых походов в Палестину «О проповеди креста» (De predicatione crucis).

Я занимался и занимаюсь сейчас западной историей, средними веками, и могу сказать, что учеба в НГУ была очень хорошим стартом. Для того чтобы этот старт совершить, нужно было первично ознакомиться со средневековой историей и приобрести квалификацию в латинском языке. И так удачно получилось, что очень по-разному организующие свои занятия преподаватели очень гармонично дополняли друг друга. Геннадий Геннадьевич Пиков научил нас не бояться задаваться «сквозными» вопросами, думать о фундаментальных проблемах развития исторического процесса. А занятия Тимофея Геннадиевича Мякина дали понять, что, прежде чем отстаивать то или иное утверждение с трибуны, нужно сначала обратить внимание, какое у слова, содержащегося в том или ином древнем акте, окончание, датив это или генетив, а уже потом строить теории о содержании текста.

После обучения в НГУ я поступил за границу, и без особых проблем. У меня есть хорошие знакомые, которые сейчас работают в столицах или за границей, а начинали с нашей кафедры. Среди прочего, нужно ценить, что у нас работает профессиональный египтолог А. Е. Демидчик. Кроме двух столиц такого больше в стране нигде нет! А специалист по античности Т. Г. Мякин, как в старые имперские времена, пишет свои статьи на латыни. Где вы еще найдете в нашей стране такого специалиста?

Среди преподавателей исторических дисциплин много людей, которые не просто разработали курсы, но и сами занимаются профессионально смежными областями. И это сразу чувствуется. Здесь мне запомнился, прежде всего, профессор Иван Семенович Кузнецов, специалист по советской истории и вообще большой эрудит с очень широким кругом интересов, который всегда с большим увлечением рассказывал многое из того, чем сам занимался.

Но нужно сказать еще об одной важной странице истории моей учебы на ГФ. Какое бы то ни было отделение факультета – это еще и очень хорошая подготовка по иностранным языкам. И часто их ведут носители языка: мне посчастливилось поучиться у француженки Мишель Дебренн и у итальянок Марии Розы Брун и Бернадетты Пазолини. Именно благодаря им я узнал многое не только о языке, но и о самих странах, прочувствовал, если хотите, какой-то их непередаваемый колорит.

Обучение на гуманитарном факультете было, несомненно, одной из очень интересных страниц моей жизни.

Жалко только, что в 17–18 лет многое не ценишь и познаешь все не так, как сделал бы это сейчас. На самом деле, я был бы не против иногда снова посидеть за партой, и уже более вдумчиво прослушать курсы многих преподавателей. Помимо названных, это и С. П. Куликов, и С. А. Красильников, и другие профессионалы высокого класса. Впрочем, университет очень демократичен и, как правило, вольнослушателей встречают охотно, откуда бы они ни были! Вернуться можно всегда...

Я поступила в НГУ на Гуманитарный факультет по направлению «История» в 2011 году и окончила его в 2015 году с красным дипломом. Сегодня размышляю над теми вопросами, над которыми со временем перестаешь задумываться, но которые имеют колоссальное значение: «Что такое история?», «Какой главный вопрос истории» и вообще «Зачем нам изучать прошлое, то, чего сейчас уже нет? Есть ли в этом смысл? Или это пустая трата времени?» – и не устаю восхищаться своей специальностью.

Поначалу я и не собиралась поступать на историю, но в последний момент решила отказаться от юрфака в пользу базового, многостороннего гуманитарного образования. Я планировала получить не одно образование и хотела, чтобы первое образование существенно расширило мой кругозор в области политики, культуры, экономики, философии и др. И ни разу не пожалела о своём выборе. Мое обучение включало в себя широкий спектр дисциплин: не только «чисто исторические» предметы, но также: менеджмент историко-культурного наследия, экономика, философия, педагогика, русский и немецкий языки, латынь, отечественная и мировая культура, политология. Главное, что мне дало гуманитарное образование в НГУ, – это умение видеть мир не плоско, а многогранно, в масштабе, умение МНОГОСТОРОННЕ мыслить, критически относиться к действительности, работать с информацией, разбираться во многих сферах жизни. Такой набор навыков позволяет выпускникам ГФ НГУ реализовать себя в самых разных областях деятельности: от журналистики до государственного управления.

Чем запомнился университет? Да всем! Самое важное – общение и друзья. Это даже важнее учёбы. Хотя пусть это остается секретом, который каждый открывает для себя.

Если же говорить об учёбе, то это, безусловно, её энциклопедизм. Мы получили образование, широта и охват которого созвучны эпохе Ренессанса. Это большая редкость в современную эпоху все более узких специализаций. Поступая на гуманитарный факультет, я и не предполагал, что передо мной откроется целый мир, в котором всё будет интересно: от древней Месопотамии и античности до геополитических коллизий современности.

В 90-е годы мы учились жить в суровых реалиях настоящей жизни, а университетская вселенная помогала эту жизнь осмыслять. И помогали, прежде всего, люди – мне нигде не приходилось больше сталкиваться с таким богатым соцветием интересных и ярких людей, как на нашем гуманитарном факультете. Вообще, нам всем просто круто повезло.

Соавтор учебного пособия для школьников и учителей «ХХ век. Новейшая история зарубежных стран». Тема лекций и семинаров для историков и археологов 4-го курса ГФ – «Новейшая история стран Европы и Америки». Преподаватель на ФИЯ по истории Англии и США, на ФЖ – курс «История западной цивилизации в новейшее время».

Базовым остается высокий уровень преподавания на факультете, и это самое главное. Пусть меняется все что угодно, но остается то, что делает наш факультет очень приличным компонентом общеуниверситетской системы образования. Мы эту марку стараемся держать, у нас есть четкая преемственность поколений, и это позволяет факультету свой высокий уровень научно-исследовательской работы и учебной поддерживать так, как это было много лет назад.

У нас есть Институт истории, который имеет свою академическую специализацию – История Сибири. Это ядро, стержень, на котором держится не только историческая наука, но и археологическая, потому что территория Сибири – это основной ареал деятельности наших специалистов. Связь факультета и института истории очень сильна. Многие преподаватели являются сотрудниками института. Это обеспечивает прямую связь учебного процесса с тем, какие научные исследования являются актуальными и приоритетными, какие есть достижения и проблемы. Это и есть та фишка, которой мы отличаемся.

На историческом отделении есть два базовых направления. Первое – изучение Отечественной истории, преимущественно в контексте сибиреведения, хотя не только. Второе направление – Всеобщая история, где главный интерес лежит в сфере западной истории в очень широких географических и хронологических пределах: от времен Древнего Востока и по наше время. В общем, у нас есть что выбрать и чем увлечься. Поэтому выпускные работы всегда защищаются на актуальные, оригинальные, малоисследованные темы.

На первом курсе все едут в археологические экспедиции, и это правильно. Историк должен почувствовать вкус времени, даже если он не планирует специализироваться на археологии. Историк должен быть эрудированным человеком. Конечно, глубоко разбираться в своей специализации, но одновременно нужно знать и о смежных направлениях. На следующем курсе – обязательная архивная практика, потому что горе тому историку, который не нюхал архивной пыли! Неважно, что ты не будешь потом этим заниматься. Во-первых, не надо никогда зарекаться, во-вторых, это часть профессионального мастерства – умение работать с любыми форматами источников и при любых обстоятельствах. И в этом смысле и археологическая, и архивная практика очень полезны.

Историческое образование дает широкий кругозор представлений о жизни. Причем мы, историки, – циничные в хорошем смысле люди. Мы знаем, что было в истории – персональной, групповой, общественной, партийной, политической, социальной, экономической, культурной и так далее. Мы мыслим широкими категориями. Мне кажется, эта профессия дает хорошие основания лучше видеть жизнь и разбираться в ней. Если человек серьезно относился к изучению, не зубрил. А зубрить историю невозможно, ее нужно понимать. Может быть, поэтому выпускники факультета становятся не только историками. Это люди, которые легко адаптируются в жизни, они идут в бизнес, в политику, в силовые структуры. Это говорит о том, что образование здесь получают вдумчиво, а не формально. В этом ценность нашего исторического отделения.

Я учился на историческом отделении гуманитарного факультета НГУ. Это было интересно и полезно. Историческое образование в нашем университете – фундаментальное, нацеленное на подготовку ученых-исследователей, и одновременно оно дает знания и навыки для практической деятельности. Немало наших выпускников работает в органах власти, учреждениях культуры, некоммерческих общественных организациях и креативной индустрии – медиа, PR, рекламе.

В этих сферах особенно ценится умение быстро понимать и самостоятельно создавать оригинальные тексты в различных жанрах. Востребован объективный, широкий, научный взгляд на события прошлого и актуальные процессы, способность творчески и нестандартно воплотить ту или иную идею. На разных поприщах пригодится практика публичных выступлений, умение аргументировать свою позицию, вести интересный диалог. Такую подготовку дает хорошее гуманитарное образование.

С каждым годом все больше работу по сбору данных, элементарной классификации, обобщению, саммаризации текстов выполняют компьютерные программы, конкуренция между человеком и машиной в этом направлении будет только усиливаться. Поэтому, на мой взгляд, сегодня поверхностные гуманитарные знания никому не нужны, ценность имеет только глубокое образование, которое учит решать сложные, нестандартные задачи. В НГУ его можно получить.

Всё началось с того, что я, как и все мальчики, в детстве играл в солдатиков. И увлекательная игра в солдатиков – бумажных, пластилиновых, оловянных – в конечном итоге подтолкнула меня к тому, чтобы узнать: а как всё было на самом деле? Отсюда возникло увлечение историей. Когда подошло время выбирать вуз, с профессией я уже определился: я хотел быть учителем истории. После десятого класса я успешно сдал экзамены, преодолел конкурс и оказался в Новосибирском государственном университете, о чем ни секунды не пожалел.

Человек, который поступает на историческое отделение, прежде всего, должен уметь работать. Потому что историк – это человек, который должен постоянно перебирать огромное количество документов и уметь их анализировать, при этом отрешаясь от своего личного мнения и смотря на все события как бы со стороны. В истории как науке нет места личной позиции, идеологическим пристрастиям. Событие – это «со-бытие», совместное бытие, какой-то момент, когда люди находятся в одном пространстве и чем-то занимаются. И событие прекращает свое существование, как только люди, условно говоря, расходятся. После этого оно существует лишь в виде рассказа. Это и есть факт – рассказ, который всегда зависит от интерпретации. Умение минимизировать интерпретации рассказчиков и восстановить событие в максимальной подробности и полноте – это и есть ремесло историка.

Образование на гуманитарном факультете имеет универсальный академический характер. Оно делает человека легко адаптируемым к любым сферам, и если ты настоящий гуманитарий, умеешь работать с текстами и анализировать информацию, то ты легко адаптируешься и в журналистике, и в сфере государственного управления, бизнеса.

Всему, что я умею в жизни, научил меня гуманитарный факультет. Это умение излагать свои мысли, работать в команде, не обижаться на то, что кто-то умнее тебя или успешнее тебя, умение стремиться к достижению всё более и более высоких результатов.

Существует особое гуманитарное сообщество: куда ни пойдешь, везде «наши» – в журналистике, в образовании и даже в банках. У многих политологов именно историческое образование: знание исторического контекста делает взгляд на политику гораздо более полным и предметным, чем просто знание политологических теорий. Радостно видеть тех, кого я знал в студенческие времена, в совершенно разных сферах. Это «гуманитарное братство» очень здорово помогает.

Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории ГФ НГУ заведующий сектором истории общественно-политического развития Института истории СО РАН. Специалист в области советской истории и историографии. Основные направления научной деятельности связаны с изучением революции и Гражданской войны в России, аграрной и продовольственной политики советской власти в 1917–1922 гг., государственного строительства в Сибири в советский период. Лауреат премии Ленинского комсомола (1980 г.).

На нашем факультете работает очень сильный корпус выдающихся преподавателей, которые к тому же обеспечивают теснейшую связь между факультетом и историческим отделением РАН. Благодаря этой связи студенты получают самые актуальные знания и втягиваются в исследовательский процесс.

Историк должен быть трудолюбивым, этим во многом определяется успех в профессии. Историк должен постоянно над собой работать, много читать. Владеть иностранными языками для интеграции в международное научное сообщество. Историк должен хорошо знать русскую литературу, в том числе художественную. Русские писатели – очень тонкие исследователи человеческой души, характера, эпохи. Художественные книги помогают понять атмосферу того времени, контекст.

Специфика нашего отделения заключается в том, что мы всегда были междисциплинарными исследователями, потому что нельзя заниматься историей, не зная хорошо русский язык, филологию. Нужно понимать, как человек думал в древние времена, как он думает сейчас.

Историческое образование дает очень много. Прежде всего, это общая эрудиция. С ней человек может чувствовать себя уверенно в жизни. У него есть знание исторического опыта, понимание того, как развивались события, он может прогнозировать события. Получив хорошее образование на нашем отделении, можно развиваться в совершенно разных направлениях, осваивать разные научные специальности, найти применение своим талантам в разных сферах.

Подтверждением высокого качества образования на факультете является то, где работают выпускники. Прежде всего, это институты Академии наук, вузы. Наши выпускники являются специалистами в области политологии, социологии, культурологи, работают в архивах, библиотеках, музеях, государственных структурах, среди них есть успешные бизнесмены.

Предназначение историка, наверное, заключается в том, чтобы сохранить преемственность поколений, связь поколений и времен. Донести до современников и тех, кто будет жить дальше, эту связь. Я думаю, что это – самое главное. А еще история все время расширяется. Есть такой тезис, что материя неисчерпаема, и история демонстрирует эту неисчерпаемость, в ней можно найти совершенно фантастические вещи, о которых мы не подозреваем, это очень интересно.