Гуманитарный институт: Фундаментальная и прикладная лингвистика

Фундаментальная и прикладная лингвистика готовит бакалавров, владеющих математическими методами описания и исследования языка. Особенность этого направления заключается в том, что язык изучается на стыке лингвистики, математики, информатики, когнитивной науки и нейронауки. Студент учится:

  • исследовать скрытые законы языка, связанные с логическими, когнитивными и нейрофизиологическими аспектами языковой деятельности человека,
  • математическому и компьютерному моделированию лингвистических структур и категорий, различных аспектов языковой деятельности человека,
  • разрабатывать и реализовывать компьютерные средства для лингвистических исследований,
  • создавать и поддерживать лингвистические электронные ресурсы (корпусы, словари) и программы автоматической обработки текстов.

Почему именно гуманитарные науки в НГУ?

Обучение
Студент направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» имеет возможность создавать индивидуальную траекторию обучения, выбирая альтернативные курсы, спецсеминары, факультативы, места прохождения практики и области специализации. Данный подход обеспечивает глубокое понимание сути междисциплинарных исследований языка.

Выбор области специализации происходит на третьем году обучения. Специализация возможна в базовых академических институтах (Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН, Институт филологии СО РАН, Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, Институт филологии СО РАН, НИИ физиологии и фундаментальной медицины), других институтах СО РАН, организациях, занимающихся лингвистическим анализом текстов, а также разработкой лингвистического программного обеспечения.

Примеры альтернативных предметов для профессиональной ориентации: обработка естественных языков, методы и алгоритмы компьютерной лингвистики, речевая дефектология, специализированный информационный поиск, управление информационными ресурсами, верстка и работа с контентом.
Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Дисциплины
Лингвистика

Введение в языкознание; Современный русский язык (Фонетика; Морфология; Лексикология; Синтаксис); Основы семантики и прагматики; Общее языкознание; Ортология; Структурная лингвистика; Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков; Теории референции

Математика и программирование

Математическая логика; Алгебра; Математический анализ; Теория вероятностей и математическая статистика; Прикладная статистика; Дискретные математические модели; Информатика и основы программирования; Практикум по программированию; Базы данных и информационный поиск; Объектно-реляционная среда программирования приложений; Дополнительные главы математического анализа

Древние языки

Латинский; Старославянский; Древнегреческий

Современные языки

Английский; Французский; Неиндоевропейский язык (тувинский язык )

Общекультурные и социально-экономические дисциплины

История; Философия; Социолингвистика; Введение в психологию; Основы самоменеджмента; История русской культуры; История европейской культуры; Безопасность жизнедеятельности

Междисциплинарные курсы

Введение в математическую лингвистику; Прикладная лингвистика; Математические модели языка; Нейролингвистика; Когнитивная наука; Теории речевой деятельности; Возрастная лингвистика; Криптография; Корпусная лингвистика; Основы лингвистической экспертизы; Языки для специальных целей; Инструментальные и программные методы лингвистических исследований; Проектирование и разработка систем компьютерного сурдоперевода для глухих; Анализ символьных последовательностей; Коммуникация животных

Предметы для профессиональной ориентации


Обработка естественных языков; Методы и алгоритмы компьютерной лингвистики; Речевая дефектология; Специализированный информационный поиск; Управление информационными ресурсами; Верстка и работа с контентом
Практика
В рамках практики студенты могут участвовать в выполнении работ, связанных с построением и программной реализацией алгоритмов обработки текстовой информации; сбором и подготовкой языковых данных, предназначенных для решения разного рода задач из области обработки текстов естественных и искусственных языков. Такими задачами являются, например, поиск закономерностей, лингвистический анализ текста, машинный перевод, категоризация текстов, извлечение фактографической информации, текстовые игры.

Перечень организаций, в которых можно проходить практику, сообщается студентам в начале семестра.

80 000
рублей в семестр*
Математика

Иностранный язык

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
9
23
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
266
*Стоимость указана за 2019-2020 уч. год
Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2018-2019 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Предмет
Победители и призёры
Иностранный язык
Без экзаменов
Математика
Без экзаменов
Русский язык
Без экзаменов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
12
Диплом призера Традиционной олимпиады по лингвистике 2018/2019 учебного года (при приеме на направление Фундаментальная и прикладная лингвистика)
10 баллов
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов).
Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Русский язык
Математика
Иностранный язык
Русский язык
Математика
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Иностранный язык
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ не ниже 75 баллов по предмету олимпиады для абитуриентов, обучавшихся в период участия в олимпиаде в 11 классе

Список олимпиад
РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень I
Уровень II
Уровень III
МАТЕМАТИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть более подробный список олимпиад.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Выпускники направления занимаются разработкой компьютерных систем, имитирующих разные виды языковой деятельности человека (автоматический перевод, поиск информации, анализ и синтез текста, распознавание и синтез устной речи, автоматическое реферирование и т.д.); созданием, развитием, поддержкой компьютерных программ и электронных коллекций, облегчающих работу лингвиста (корпусов текстов, электронных словарей, различных языковых баз данных); криптографией; лингвистической экспертизой; созданием электронных средств обучения в области лингвистики; теоретическими исследованиями, необходимыми для решения перечисленных выше задач (математическое моделирование различных аспектов языка, развитие средств лингвистической обработки текстов).

Области работы выпускников включают теоретические и прикладные исследования в области математического и компьютерного моделирования естественного языка, программирования, баз данных, преподавания иностранных языков, криптографии, философии. Выпускники отделения математической лингвистики работают в отечественных и зарубежных научно-исследовательских институтах и коммерческих организациях.

Алексей Рыжков, '18

«Язык – самое прекрасное творение человека»

Гуманитарный факультет, как мне кажется, – это самый разношёрстный факультет в нашем университете. Самая важная вещь, объединяющая филологов, лингвистов, историков, востоковедов, археологов – это любовь к человеческой культуре в самых разных её проявлениях.

Читать полный отзыв
Арина Лукаш, '17

«Фундаментальная и прикладная лингвистика стала наиболее подходящим решением школьной неопределённости»

В старших классах особенность и сложность выбора дальнейшего обучения заключались в том, что мне были одновременно интересны противоположные специальности: условно «гуманитарные» и «технические». Однозначно определилась только с вузом, куда хотела бы поступить, – НГУ, а список возможных факультетов состоял из факультета журналистики, геологического-геофизического, экономического, физического и механико-математического факультетов.

Читать полный отзыв

Светлана Судоплатова, '18

«Если вы в равной степени влюблены в лингвистику и математику, то вы найдёте себе занятие по душе, поступив сюда»


Думаю, многим абитуриентам знакомо чувство, когда интересно и то, и другое, и третье, и не можешь определиться. То же испытывала и я, когда пыталась выбрать свою будущую профессию. В результате мой выбор пал на ГФ НГУ, отделение «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Читать полный отзыв
Дарья Жижимова, '17
Главный редактор журнала GENÈVE WSM, отдел маркетинга часовой компании «Женева»

«Понимание законов построения языка пригодится в любой сфере, начиная от переговоров в бизнесе и заканчивая научной работой, связанной с языком»

Почему математическая лингвистика? Все просто: знать математику – это как знать сразу несколько иностранных языков.

Читать полный отзыв
Анна Козлова, '16

«Университет формирует особую культуру получения знаний»

На мой взгляд, обучение в университете в целом формирует у студентов особую культуру получения знаний. То есть важна не сама информация, полученная на занятиях, а умение систематизировать накопленные знания. Это умение и прививается в университете.

Читать полный отзыв
Гуманитарный факультет, как мне кажется, – это самый разношёрстный факультет в нашем университете. Самая важная вещь, объединяющая филологов, лингвистов, историков, востоковедов, археологов – это любовь к человеческой культуре в самых разных её проявлениях. И именно это светлое чувство прививают нам преподаватели на протяжении всего обучения.

Как человек, который получает образование лингвиста, хотел бы также отметить важнейшую роль книги, текста в нашем обучении. Практически священный трепет обретаешь перед хорошей, умной или просто интересной книгой, когда понимаешь, сколько труда вложено в её создание. И книга, трудно спорить, – это главный учитель не только в университете, но и на всю жизнь.

Немного о моём направлении на факультете. Оно называется довольно вычурно: «фундаментальная и прикладная лингвистика». Проще сказать, что здесь нас учат исследовать язык с самых разных сторон и с помощью самых разных методов. Здесь студент имеет возможность выбрать весьма необычные специализации, попытаться применить в лингвистических исследованиях математические, психологические, физиологические и многие другие методы и подходы. Но самое важное, что я пока вынес из нашего несколько эклектичного обучения, можно описать пятью словами: язык – самое прекрасное творение человека.

В старших классах особенность и сложность выбора дальнейшего обучения заключались в том, что мне были одновременно интересны противоположные специальности: условно «гуманитарные» и «технические». Однозначно определилась только с вузом, куда хотела бы поступить, – НГУ, а список возможных факультетов состоял из факультета журналистики, геологического-геофизического, экономического, физического и механико-математического факультетов. Методом перебора вариантов пришла к выводу, что из «гуманитарного» нравятся всё же языки, а из «технического» – не столько химия и физика, сколько математика. Предполагала, что на филологии мне будет не хватать формул и задач, а на математическом факультете – профильного русского и иностранного языков.

Отделение фундаментальной и прикладной лингвистики, существовавшее на момент моего поступления лишь третий год, стало тогда наиболее подходящим решением школьной неопределённости, поскольку программа бакалавриата как раз включала целое множество дисциплин, которые изучают на разных факультетах: гуманитарные, общекультурные, социально-экономические, математические и естественнонаучные. Уже в сентябре на третьем курсе каждому из нас был предоставлен выбор: заниматься компьютерной (математической) или прикладной лингвистикой, психо- или нейролингвистикой. Моя специализация – компьютерная лингвистика – стала, можно сказать, искомой неизвестной: название одного из предметов, «математические модели языка», ещё до поступления запомнилось своей нестандартностью, а полученную за первые два года обучения теорию языкознания, фонетики, лексикологии, морфологии и синтаксиса (необязательно русского языка) было желание применять на практике при создании программного кода.

Сама специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика» необычна в силу своей междисциплинарности, поэтому, возможно, филологам иногда кажется, что в нашем расписании недостаёт истории литературы и древнегреческого языка (который сейчас уже есть), а математикам хочется видеть в нём функциональный анализ и аналитическую геометрию. В начале учёбы не было уверенности в том, что станет возможным совмещать и успешно осваивать всё то, чему здесь можно научиться у исключительного, на мой взгляд, преподавательского состава тех же во многом противоположных профилей. Студентам же нашего отделения в один день хорошо бы быть готовым первой парой, по М.В. Ломоносову, «приводить ум в порядок», доказывая, к примеру, теорему Вейерштрасса и рассчитывая производные сложной функции, а уже на следующей определять тип склонения существительного старославянского языка или приводить основные этапы изучения синтаксиса. Наверное, именно это может казаться непривычным и непростым, но, как теперь думается, в этом же уникальность направления, именуемого ранее «математической лингвистикой», и для меня действительная возможность, помимо университетского «научиться учиться», использовать компьютерные и математические методы в лингвистических исследованиях.

Думаю, многим абитуриентам знакомо чувство, когда интересно и то, и другое, и третье, и не можешь определиться. То же испытывала и я, когда пыталась выбрать свою будущую профессию. В результате мой выбор пал на ГФ НГУ, отделение «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Прикладная лингвистика как область научного знания включает в себя массу различных направлений, многие из которых – междисциплинарные. Поэтому если вы в равной степени влюблены в лингвистику и во что-либо ещё (например, математику, IT и даже биологию) и вам трудно выбрать что-то одно, то вы найдёте себе занятие по душе, поступив сюда.

Вообще на ГФ очень приятная и дружественная атмосфера. ГФ – это сообщество людей с общими интересами, и многие преподаватели относятся к студентам как к коллегам, поэтому учебный процесс из сухого обмена информацией превращается в дискуссию, он живой и динамичный. Конечно, кроме знаний ГФ даёт и общение, и новых друзей, среди студентов много интересных и творческих ребят. Одним словом, скучать не приходится!

Почему математическая лингвистика? Все просто: знать математику – это как знать сразу несколько иностранных языков. Математика – универсальный переводчик любого естественного, в том числе человеческого языка. Понимание законов построения языка, его логики, тонкой структуры – это те навыки, которые пригодятся в любой сфере: начиная от переговоров в бизнесе и заканчивая научной работой, связанной с языком.

Чем мы занимаемся? Мы превращаемся в специалистов трех больших направлений. Одни из нас уходят в программирование и работают в самых современных компаниях – например, занимающихся разработкой искусственного интеллекта. Другие уходят в математические дисциплины и развиваются в них. А третьи остаются приверженцами гуманитарной направленности, как я. Сейчас я работаю в сфере маркетинга, моя стезя – нейминг и брендинг, и лингвистика помогает мне как ни одна другая вузовская специальность.

На мой взгляд, обучение в университете в целом формирует у студентов особую культуру получения знаний. То есть важна не сама информация, полученная на занятиях, а умение систематизировать накопленные знания. Это умение и прививается в университете.

На направлении «Фундаментальная и прикладная лингвистика» я оказалась внезапно: увидела новость об этом направлении и решила, что это что-то новое, а значит, таких специалистов еще мало. И действительно, сейчас активно развиваются сферы деятельности, связанные с прикладной лингвистикой.

Я бы порекомендовала поступать сюда тем, кто еще не определился, чем хочет заниматься. В процессе обучения можно выбрать более узкую специализацию – от автоматической обработки текста до нейролингвистики. Я для себя выбрала компьютерную лингвистику, в рамках которой можно заниматься разработкой программ, связанных с обработкой естественного языка.