Новосибирский государственный университет
Институт медицины и психологии
В. Зельмана: Медицина

Институт медицины и психологии В. Зельмана НГУ готовит специалистов по направлению «Лечебное дело». Благодаря научно-исследовательской базе университета студенты получают не только полноценное медицинское, но и целостное естественнонаучное образование. Миссией института является подготовка высококвалифицированных врачей-исследователей, которые проходят обширную клиническую практику, владеют естественнонаучными знаниями и обладают навыками экспериментаторов – что позволяет им в дальнейшем реализовать себя как в практической медицине, так и в научной деятельности.

Почему именно медицина в НГУ?

Обучение
I ступень
I ступень
Лечебное дело / 6 лет
Специалитет – это первая ступень медицинского образования. Специалист Института готов к тому, чтобы после выпуска выбрать направление в ординатуре, следующей ступени медицинского образования.
II ступень
II ступень
Ординатура / 2 года
Ординатура представляет собой подготовку медицинских кадров высшей квалификации. Обучение в ординатуре возможно только при наличии высшего медицинского образования (специалитет или магистратура). Основной целью обучения в ординатуре является приобретение знаний и практических навыков по выбранной специальности, а также получение квалификации, позволяющей занимать различные должности медицинских работников.
Программы ординатуры
Акушерство и гинекология
Терапия
Онкология
Дерматовенерология
Хирургия
Кардиология
Гастроэнтерология
Урология
Пластическая хирургия
На первых трех курсах учебная программа студентов-медиков в большей степени ориентирована на получение классического естественнонаучного образования. Занятия проходят на общеуниверситетских кафедрах факультета естественных наук и физического факультета. Углубленное изучение математики, молекулярной биологии, химии, физики, генетики позволяет выпускникам стать хорошими врачами и высококлассными диагностами, находить неординарный подход в лечении своих пациентов, быть на острие науки и медицины, разрабатывать новые методы и способы терапии.

С четвертого по шестой курс студенты изучают исключительно медицинские дисциплины. Практическое обучение проходит на базе клинических центров, поэтому первую половину дня студенты обычно проводят в больницах, осматривая пациентов, совершая обходы, работая с историями болезней и погружаясь в практическую часть тех дисциплин, которые им преподаются в форме лекций во второй половине дня. Подобный подход к обучению позволяет уже с четвертого курса попробовать себя в качестве врача, наработать необходимые практические навыки, воочию увидеть и своими руками попробовать то, о чем преподаватели рассказывают на лекциях.

Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Клинические базы
Дисциплины
Дисциплины, которые изучают студенты, включают как социально-гуманитарные, естественнонаучные и математические предметы, так и профессиональные курсы. За высокое качество преподавания медицинских дисциплин отвечают 5 кафедр: фундаментальной медицины, акушерства и гинекологии, хирургических болезней, внутренних болезней, клинической биохимии.
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Биоэтика; Иностранный язык; История России; История медицины; Культурология; Латинский язык; Правоведение; Психология и педагогика; Экономика; Философия

Математические и естественнонаучные дисциплины

Химия (физическая, неорганическая, органическая и аналитическая); Биологическая химия; Анатомия человека; Биология с экологией; Гистология, эмбриология, цитология; Математика; Медицинская информатика; Микробиология и вирусология; Иммунология; Патологическая анатомия; Патофизиология; Фармакология; Физика; Нормальная физиология; Генетика; Молекулярная биология

Профессиональные дисциплины (теоретическая подготовка и работа на клинических базах)


Акушерство и гинекология; Факультетская терапия; Госпитальная терапия; Реанимация и интенсивная терапия; Дерматовенерология; Инфекционные болезни; Эпидемиология; Клиническая иммунология; Клиническая фармакология; Медицинская реабилитация; Лучевая диагностика и лучевая терапия; Медицинская генетика; Неврология; Нейрохирургия; Анестезиология; Онкология; Оперативная хирургия и топографическая анатомия; Оториноларингология; Офтальмология; Педиатрия; Пропедевтика внутренних болезней; Психиатрия; Медицинская психология; Реанимация и интенсивная терапия; Стоматология; Судебная медицина; Урология; Общая хирургия; Факультетская хирургия; Госпитальная хирургия; Детская хирургия; Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; Эндокринология; Фтизиатрия; Общественное здравоохранение и здоровье; Поликлиническая терапия; Травматология и ортопедия.

Практика
В летнее время студенты Института медицины и психологии В. Зельмана проходят производственную практику на базе основных клиник в течение 4–6 недель.
Первый курс
Второй курс
Третий курс
Четвёртый курс
Пятый курс
На первом курсе студенты пробуют себя в качестве помощника младшего медицинского персонала: знакомятся с устройством и организацией работы больниц, санитарно-эпидемиологическим режимом, правилами общего ухода за пациентами.
На втором курсе студенты осваивают сестринское дело, знакомятся с лечебно-охранительным режимом, простейшими медицинскими манипуляциями.
На третьем курсе практиканты становятся помощниками процедурной медицинской сестры, здесь основной акцент в обучении делается на медицинских манипуляциях, оказании первой доврачебной помощи.
На четвертом курсе студенты пробуют себя в качестве помощника врача-терапевта, хирурга и акушера-гинеколога, знакомятся с работой врача стационара.
На пятом курсе студенты проходят практику в качестве врача поликлинического звена и скорой помощи. Практиканты учатся оказывать амбулаторную и неотложную врачебную помощь на базе основных клиник в течение 6 недель.
На 5-6 курсах студенты выполняют научно-исследовательский проект, результаты которого защищаются в виде выпускной дипломной квалификационной работы.
Партнерство с зарубежными вузами

Институт медицины и психологии В. Зельмана активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами. Сотрудники института участвуют в международных конференциях и симпозиумах, проходят стажировки в иностранных учебных и научных заведениях, выступают с научными докладами.
95 000
рублей в семестр*
Химия

Биология


Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
40
81
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
245
*Стоимость указана за 2019-2020 уч. год
Подготовься к ЕГЭ на Coursera
Стипендиальная программа

Институт медицины и психологии В. Зельмана поддерживает студентов, которые учатся на бюджетной основе и демонстрируют высокие результаты при поступлении, и в дальнейшем – в учебной и научной деятельности.
1 курс
2-6 курсы
Студенты 1 курса:

  • поступившие на первый курс без вступительных испытаний (победители олимпиад)
или

  • имеющие при поступлении в НГУ высокую сумму баллов ЕГЭ (средний балл за один экзамен 86 и выше) –
в течение первого семестра (с сентября по январь включительно) ежемесячно получают дополнительную стипендиальную поддержку в размере от 5000 руб. и выше – по решению стипендиальной комиссии Института медицины и психологии В. Зельмана – в зависимости от результатов, продемонстрированных студентом при поступлении.

Стипендиальная программа реализуется в рамках Программы повышения конкурентоспособности НГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2020 годы.

Студенты 2–6 курсов:

  • имеющие высокую успеваемость на протяжении двух последних сессий (средний балл не менее «4,5» и отсутствие удовлетворительных оценок за весь период обучения),
при этом

  • демонстрирующие выдающиеся успехи в научной деятельности, а именно:
    • являющиеся соавторами статьи, опубликованной в научных изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, – с обязательной аффилиацией НГУ;
    • выступившие с докладом на международной научной конференции, – с обязательной аффилиацией НГУ;
    • являющиеся соавторами патента на изобретение –
в течение текущего семестра (с сентября по январь или с февраля по июнь включительно) ежемесячно получают дополнительную стипендиальную поддержку в размере от 5000 руб. и выше – по решению стипендиальной комиссии Института медицины и психологии – в зависимости от показателей успеваемости и уровня научных достижений.

Стипендиальная программа реализуется в рамках Программы повышения конкурентоспособности НГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2020 годы.

Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2017-2018 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Предмет
Победители и призёры
Химия
Без экзаменов
Биология
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл
призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
Баллы по пунктам 4 — 6 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов).
Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Химия
Биология
Русский язык
Химия
Биология
Русский язык
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
ХИМИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
БИОЛОГИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть список олимпиад.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Полученные знания и научно-исследовательский опыт позволяют выпускникам института не только продолжить образование в аспирантуре, интернатуре и ординатуре, но и связать свое будущее с научно-исследовательской деятельностью. Они занимаются научными медико-биологическими и медицинскими исследованиями в научных институтах, обеспечивают связь базовой науки с практическим здравоохранением, а также работают в лечебно-диагностических центрах и клиниках.
Елизавета Пустовойт, '15
Аналитик научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы


«Моя университетская история»

Меня часто спрашивают: «Сложно ли учится на медицинском факультете в НГУ?».

Читать полный отзыв
Анна Терехова, '11,
Врач-невролог ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина


«Как жаль, что моя учеба уже закончена»

Начну с того, что я очень люблю Академгородок и университет, всегда с радостью возвращаюсь в его стены, а проезжая мимо, с грустью думаю: «Как жаль, что моя учеба уже закончена...»

Читать полный отзыв

Кристина Мажара, '18

«Здесь дают необходимую базу для того, чтобы стать лучшим врачом или исследователем»


Большое преимущество факультета в том, что мы можем стать не только врачами, мы еще можем заниматься научной деятельностью: у нас очень мощная база по химии, очень много курсов вместе с факультетом естественных наук. Я считаю, что именно здесь дают необходимую базу для того, чтобы стать лучшим врачом или исследователем.

Читать полный отзыв
Галия Сакаева, '13
Аспирант Forschungszentrum Juelich, Germany

«Главное отличие студентов-медиков – умение балансировать между высотой полета мысли, присущей ученым, и реалистичным взглядом на жизнь врачей-практиков»

Медицинский факультет НГУ дает по-настоящему разностороннее образование.

Читать полный отзыв
Виталина Дмитриева, '19

«Недолго думая подала документы именно в этот университет»

Я поступила в НГУ в 2013 году. Узнала о существовании этого факультета совершенно случайно.

Читать полный отзыв
Устьянцева Елизавета, '15
Аспирант ИЦиГ


«Я благодарна за тот спектр возможностей, который у меня появился»


Когда я окончила школу, у меня была возможность выбора среди нескольких медицинских вузов. Я выбрала медицинский факультет НГУ и не пожалела. Учеба на факультете отличается от учебы в медицинском институте: большой упор идет на общебиологические знания.

Читать полный отзыв
Вахоб Содиков, '20

«Для меня критерий полноценной подготовленности являлся и является первостепенным»

Мои результаты ЕГЭ позволили выбирать между ведущими вузами страны, и я выбрал НГУ, потому что знал, что здесь точно смогу получить необходимые фундаментальные знания.

Читать полный отзыв

Меня часто спрашивают: «Сложно ли учится на медицинском факультете в НГУ?» Честно, на младших курсах приходилось много времени посвящать учебе: большую часть первого курса мы проводили в универе, в читалке, в анатомке, а по вечерам собирались с одногруппниками в общаге и решали по полночи семестровые задания. Но именно первые курсы дают ту самую «базу», фундаментальное образование, формируют мышление и дисциплинируют. Если на первых курсах вы разобрались в физике и математике – будьте уверены, вы сможете справиться с любыми задачами будущем. А когда поймете анатомию, физиологию, биохимию и другие основные медицинские дисциплины, то изучение клинических специальностей на старших курса будет значительно проще и доставит вам скорее удовольствие.

Практики у нас так же много, как и в любом другом медицинском университете, те же циклы в больницах и летние практики. Так как студентов на потоке относительно мало (нас было около 30 человек), у каждого была возможность по максимуму участвовать в процессе лечения: курировать пациентов, ассистировать на операциях и так далее. Кроме того, на старших курсах в программу входит написание дипломной работы, поэтому мы выпускаемся уже подготовленными к научной деятельности. Есть даже те, кто еще с младших курсов начинает заниматься исследованиями в лабораториях и уже к выпуску представляют серьезные научные работы.

Учиться на факультете очень интересно: большинство преподавателей работают практикующими врачами или исследователями в институтах, и это люди, которые по-настоящему увлечены своим делом, готовые открыто делиться своим знанием, отвечать на вопросы и помогать. Сейчас я понимаю, насколько это ценно, и очень им благодарна.

Изначально Академгородок меня привлек именно как место, в котором существует особый научный мир. Здесь сконцентрированы студенты и ученые, здесь «модно» быть умным и учиться. Главный принцип обучения на медицинском факультете и в целом в университете соответствует девизу: «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать». Нас никогда не заставляли бездумно заучивать тонны информации и мелкие детали, которые меняются с каждым годом (например, дозировки и названия препаратов), но мы научились разбираться в процессах, проникать в суть заболевания вплоть до молекулярных механизмов. Кроме того, есть одно очень важное преимущество обучения медицине в классическом университете: наличие по соседству других факультетов дает возможность участвовать междисциплинарных проектах и работать в дальнейшем на стыке специальностей с физиками, химиками, математиками и биологами.

По окончании медицинского факультета у выпускников есть возможность выбора своего дальнейшего пути: от практикующего врача до фундаментальной науки. Большинство моих одногруппников пошли в ординатуру и затем планируют работать «в практике». Некоторые выбрали науку и занимаются фундаментальными медицинскими исследованиями. Я выбрала третий путь и сейчас работаю в аналитическом центре НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы. Для работы мне требуется и понимание практической медицины, и умение проводить научные исследования, и взаимодействовать с людьми разных специальностей. Помимо очень хорошего образования, научной работы, университет дал мне возможность заниматься организаторской деятельностью и реализовать свои идеи. И если бы мне снова нужно было сделать выбор – я бы не задумываясь опять поступила в НГУ.

Начну с того, что я очень люблю Академгородок и университет, всегда с радостью возвращаюсь в его стены, а проезжая мимо, с грустью думаю: «Как жаль, что моя учеба уже закончена...»

Студенческие годы были самыми счастливыми, яркими, активными, познавательными и бесшабашными в моей жизни. За 6 лет университет смог стать родным. Хочу отметить, что обучение в многопрофильном университете дает массу преимуществ: за время учебы я успела пообщаться со студентами различных специальностей – от биологов и физиков до экономистов и юристов. Это дает возможность не зацикливаться исключительно на своей специальности.

Во время учебы мы очень много занимались научными проектами, которые затем переросли в полноценную научную дипломную работу. Это очень полезный опыт, и в дальнейшей работе он очень пригодился.

Абитуриентов и их родителей всегда интересует вопрос отношения будущего работодателя к выпускникам медицинского факультета НГУ. По своему опыту, могу сказать: то, что я закончила наш факультет, всегда оказывается для меня огромным плюсом при устройстве на работу.

Большое преимущество факультета в том, что мы можем стать не только врачами, мы еще можем заниматься научной деятельностью: у нас очень мощная база по химии, очень много курсов вместе с факультетом естественных наук. Я считаю, что именно здесь дают необходимую базу для того, чтобы стать лучшим врачом или исследователем. Три года мы глубоко изучаем химию и биологию, это сильно развивает мозг. Но все дисциплины так или иначе связаны с медициной, через эти науки мы подходим к клинике. Конечно, это дополнительная информация, которую нужно запоминать, но я рада, что все это прошла, все это выучила, это было интересно.

Уже после третьего курса начинается интересная практика: мы ставим уколы и капельницы, осваиваем профессию медика на практике. Сама учеба тоже становится насыщенней с четвертого курса: начинаются циклы, половину дня мы проводим на клинических базах. Мы многому учимся на практике, у нас есть возможность посмотреть только что изученные синдромы на пациентах, увидеть, как врач работает с ними, больше проникнуться атмосферой больницы.

Медицинский факультет НГУ дает по-настоящему разностороннее образование. А главное отличие студентов-медиков – умение балансировать между высотой полета мысли, присущей ученым, и реалистичным взглядом на жизнь врачей-практиков. Именно эта двойная сторона – сила и уникальность факультета.

Второй особенностью является то, что наш факультет относительно небольшой, всех студентов деканат знает лично, и это при желании и упорстве дает отличный старт. Работать в лаборатории, проходить практику в больнице под началом определенного специалиста, участвовать в организации крупных конференций, выигрывать конкурсы и гранты – возможно все это. Мне кажется, что для студентов НГУ вообще мало невозможного.

Я сейчас учусь в аспирантуре в Германии и работаю в области клеточной биологии/биофизики. Я приехала в новую страну, в новую научную область, я единственный врач по образованию в лаборатории, но НГУ-то думать научил, и сейчас на общем фоне мой проект идет довольно успешно.

Здесь я на своем примере убедилась в разнице образования, которое дает наш университет, и уровне образования других крупных вузов постсоветского пространства – относительно некоторых университетов Европы уровня топ-100. Может, я где-то прозвучу громко, но людей с подобным нестандартным уровнем мышления, зажигательным интересом к науке, необычных во всем – я видела только в Кембридже. Поэтому верьте, когда преподаватели говорят вам, что вы элита. Кстати, врачи тут и правда в большом почете.

А еще на нашем факультете всегда можно найти понимание и поддержку: совместные поездки в город, хот-доги в маршрутке вместо обеда, ночные дежурства, летние практики просто не могут не сблизить. Для меня факультет и университет навсегда останутся родными, а мои одногруппники – моей семьей.

Я поступила в НГУ в 2013 году. Узнала о существовании этого факультета совершенно случайно. Недолго думая, подала документы именно в этот университет. Наш факультет отличается от обычных медицинских университетов своей программой. Студенты нашего факультета изучают не только медицинские предметы, но и многое другое, что входит в программу Факультета естественных наук.

В первом семестре приходилось непросто. Необходимо было запоминать огромное количество информации каждый день. Тем не менее преподаватели старались помогать нам, готовили нас к трудностям в будущем. Хочется отметить, что наш факультет имеет отличный преподавательский состав, в который входят преподаватели других факультетов, а также большое количество практикующих врачей. Первые три года занятия ведутся на базе университета, последующие три проводятся на клинических базах. Летом студенты проходят практику, во время которой оттачивают свои практические навыки.

Когда я окончила школу, у меня была возможность выбора среди нескольких медицинских вузов. Я выбрала медицинский факультет НГУ и не пожалела. Учеба на факультете отличается от учебы в медицинском институте: большой упор идет на общебиологические знания. Такая особенность позволяет после окончания работать не только в клинической медицине, но и заниматься фундаментальными исследованиями. У факультета много связей с научно-исследовательскими институтами и ведущими клиниками города, в том числе и частными.

В целом, учиться было сложно, но весело: каждый день мы узнавали что-то новое, будь то какие-нибудь заболевания или ранее неизвестная часть Новосибирска. Эти годы прошли очень быстро и оставили самые теплые воспоминания. Я благодарна медицинскому факультету за тот спектр возможностей, который у меня появился после окончания университета.

Мои результаты ЕГЭ позволили выбирать между ведущими вузами страны, и я выбрал НГУ, потому что знал, что здесь точно смогу получить необходимые фундаментальные знания. Обязательная часть программы – математический и физический анализ, обширный курс различных химических дисциплин, который длится в течение 6 семестров, физические основы диагностики, молекулярная биология, обширный курс цитологии – все это формирует крепкую основу профессионального мировоззрения. Не каждый университет России может обеспечить такую возможность, а для меня критерий полноценной подготовленности являлся и является первостепенным – чтобы в будущем заниматься не только клиникой, но и наукой.

Безусловно, здесь очень компетентный преподавательский состав. И очень неравнодушный: наши лекторы знают всех студентов по именам. По-моему, такого вообще практически нигде нет.

По личному опыту хочу сказать, что самое главное – пережить первый семестр учебы, а потом привыкаешь и входишь в темп, который начинает приносить тебе удовольствие. Если все учить во время, то сессию можно будет сдавать без проблем.