Факультет естественных наук

Факультет естественных наук НГУ открывает доступ к профессиям будущего: мы готовим не просто «химиков» и «биологов», а профессионалов в самых прогрессивных областях современной науки, таких как редактирование генома, генетическая безопасность, биоинформационные технологии, наноматериалы, нефтехимия, биоэнергетика, фармакохимия и другие. Независимо от выбранного направления и профиля обучения, студенты факультета естественных наук получают всестороннее профессиональное естественнонаучное образование, включающее в себя фундаментальную теоретическую базу и интенсивную практическую и научную подготовку.
94% выпускников работают в научных организациях России и мира

по данным внутреннего мониторинга НГУ

Почему именно Факультет естественных наук НГУ?

Специализации
Химия (бакалавр),
Фундаментальная и прикладная химия (специалитет)
Биология (бакалавр)
Химическое образование на факультете представлено двумя направлениями: «Химия» для бакалавров (4 года обучения) и «Фундаментальная и прикладная химия» для специалистов (5 лет обучения). Обучение нацелено главным образом на подготовку профессионалов для работы в науке, а также в высшей школе и на производстве.

Абитуриент при подаче документов на химическое отделение факультета самостоятельно выбирает, будет ли он обучаться по программе специалитета (на «Фундаментальной и прикладной химии») или бакалавриата (на «Химии»).

Студенты-специалисты больше занимаются исследовательской работой и прослушивают большее количество спецкурсов. После выпуска специалисты сразу могут поступать в аспирантуру и занимать научные должности, в отличие от бакалавров. Зато бакалавр может поступать в магистратуру, а при двухступенчатом образовании (бакалавриат+магистратура) обучающийся в совокупности охватит больше предметов, чем специалист, и даже сможет кардинально изменить направление и профиль своего обучения при поступлении в магистратуру.

Области профессиональной деятельности выпускников-химиков – это исследования химических процессов, их закономерностей и возможностей управления ими; создание новых материалов с уникальными свойствами.

Студенты-химики получают фундаментальную теоретическую подготовку по химии (органической, неорганической, физической, аналитической и т.д.). Параллельно теоретическая подготовка осуществляется по биологическим, математическим и физическим дисциплинам. Большое количество учебных часов, выделенных на теорию, сочетается с активной практической работой.

Студенты выполняют значительное количество практикумов, где они приобретают важные профессиональные навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими веществами и методами. На практикумах студенты, например, изучают синтез и анализ органических и неорганических соединений, строение вещества, свойства кристаллических образцов, закономерности протекания различных химических реакций.

Студенты специалитета за первые три года обучения получают базовую научную подготовку, после чего распределяются по специализациям (профилям). Тогда они начинают углублять свои знания, прослушивая специальные профильные курсы, и готовить дипломную работу по одному из научных направлений химического отделения факультета.

Специализации обучения:
Биологическое образование на факультете представлено направлением «Биология» для бакалавров (4 года обучения). Основная специфика обучения – это нацеленность на подготовку профессионалов для работы в науке, в высшей школе и на производстве.

Области профессиональной деятельности выпускников-биологов – это биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранные технологии, биологическая экспертиза, восстановление природной среды, биологические системы и процессы их жизнедеятельности и эволюции.

Прежде всего, студенты-биологи получают фундаментальную теоретическую подготовку по биологическим дисциплинам – ботанике, зоологии, цитологии, генетике, физиологии, экологии и многим другим. Параллельно теоретическая подготовка осуществляется по химическим, математическим и физическим дисциплинам. Большое количество учебных часов, выделенных на теорию, сочетается с активной практической работой в лабораториях факультета и в рамках полевых практик.

В ходе обучения студенты работают с коллекциями животного и растительного мира. На факультете есть самое современное оборудование, в том числе электронный микроскоп и оптические микроскопы от учебного, до исследовательского класса, а также все необходимое оборудование для приготовления образцов.

За три года обучения студенты получают базовую научную подготовку, после чего распределяются по профилям. Тогда они начинают углублять свои знания, прослушивая специальные профильные курсы, и готовить дипломную работу по одному из направлений (на одной из пяти кафедр) биологического отделения факультета.
Профили обучения по направлению «Биология»:

  • Общая биология и экология
  • Физиология
  • Цитология и генетика
  • Информационная биология
  • Молекулярная биология
Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Обучение
Более 10 исследовательских партнерских институтов Новосибирского Академгородка – химического, биологического и медицинского профиля
Сотни направлений научной работы
Десятки именных стипендиальных программ для лучших студентов
Обучение в современных лабораториях
с новейшей приборной базой
Трудоустройство в академических исследовательских институтах,
на крупнейших производственных и наукоемких предприятиях
На факультете первые три года обучения проходят по общим для каждого из направлений учебным планам. У химиков этот план общий независимо от уровня – бакалавриат или специалитет. Обучение направлено на получение и укрепление базовых знаний по химии, биологии, физике и математике, которые в дальнейшем позволят продолжать обучение по выбранному направлению.

Такая система обучения позволяет студентам получить всестороннее химико-биологическое образование. Студенты-химики, в числе прочего, изучают молекулярную биологию, экологию, основы жизни. А биологи – неорганическую, органическую и физическую химию. В современной науке провести грань между биологией и химией невозможно, поэтому нельзя стать квалифицированным химиком без знания биологии и успешным биологом без знания химии.

После третьего курса студенты погружаются в глубокое изучение самых разных областей выбранной специализации. Четвертый курс – это время, когда студенты определяются со сферой своих научных и профессиональных интересов для того, чтобы продолжить обучение в магистратуре/аспирантуре или уйти работать по специальности.

На факультете изучение фундаментальных дисциплин сочетается с активной практической деятельностью. В лабораториях ведущих институтов Новосибирского научного центра студенты проводят собственные исследования. На факультете налажено тесное сотрудничество с Сибирским отделением Российской академии наук, поэтому более 10 научных институтов предоставляют студентам ФЕНа возможность получить уникальный опыт исследовательской работы. Как правило, уже во время обучения студент видит свои карьерные перспективы и определяется с областью своих профессиональных интересов. А научные институты (например, Институт катализа, Институт цитологии и генетики, Институт неорганической химии, Институт молекулярной и клеточной биологии и другие) с радостью принимают перспективных выпускников факультета естественных наук на работу сразу после окончания университета.

Специфика факультета (совместное химическое и биологическое образование) приводит к естественной междисциплинарности исследовательской работы студентов. Например, студент сначала синтезирует вещество, а потом использует его как инструмент для изучения процессов, протекающих в живом организме. Таким образом, факультет дает комплексное естественнонаучное образование.

Бакалавр на ФЕН НГУ – это лишь начальная ступень на пути становления ученого-химика или биолога. Поэтому подавляющее большинство выпускников бакалавриата факультета продолжает обучение в магистратуре, а выпускников специалитета и магистратуры – в аспирантуре (около 70 % выпустившихся).
Магистерские программы
Биотехнология
Структурная биоинформатика
Фармакохимия биологически активных веществ
Эволюционная экология и зоопсихология
Энергоэффективный катализ
Неорганическая химия
Аналитическая химия
Органическая химия
Физическая химия
Биоорганическая химия
Катализ
Химия твердого тела
Цитология и генетика
Физиология
Общая биология и экология
Молекулярная биология
Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
Информационная биология
Кураторы ФЕН
На Факультете естественных наук действует уникальный проект «Кураторы ФЕН». В рамках проекта студенты старших курсов проводят занятия для первокурсников, где помогают разобраться в сложных предметах университетской программы, на доступном языке объясняют сложные темы и демонстрируют методы решения задач на конкретных примерах. Занятия с кураторами — это отличная возможность для первокурсников понять те темы, которые им сложно даются, и подготовиться к предстоящей сессии, а для студентов старших курсов — поделиться своими знаниями и опытом и попробовать себя в роли преподавателя.

Смотреть видео о кураторах

Дисциплины
Фундаментальная и прикладная химия
Химия
Биология
Фундаментальная и прикладная химия

Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины

Философия; История России; Основы экономики; Культура речи; Практическая психология; История культуры; Русский язык

Иностранный язык

Английский язык

Математические дисциплины

Высшая алгебра; Математический анализ; Теория вероятности и матстатистика; Физика; Основы компьютерной грамотности; Компьютерное моделирование процессов и явлений физической химии; Измерительный практикум; Практикум по физической оптике; Атомный практикум; Основные главы элементарной физики; ЯМР-практикум; Астрономия

Химические дисциплины

Строение вещества; Неорганическая химия; Аналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия; Высокомолекулярные соединения; Химическая технология; Биохимия; Теоретическая электрохимия и инструментальные методы анализа; Химия твердого тела; Координационная химия; Химическая термодинамика; Химическая кинетика; Термодинамика неравновесных процессов; Супрамолекулярная химия

Биологические дисциплины

Введение в естествознание; Химические основы жизни; Экология; Охрана окружающей среды; Основы молекулярной биологии

Практика

Научно-исследовательская практика



Дисциплины профилей/специализаций

Неорганическая химия

Строение неорганических веществ; Реакционная способность комплексных соединений; Кластерные соединения; Основы кристаллохимии; Гетерогенные равновесия; Теоретические и экспериментальные методы исследования в неорганической химии; Функциональные материалы

Аналитическая химия

Основы химической метрологии; Анализ объектов; Пробоотбор и пробоподготовка; Методы разделения и концентрирования; Мониторинг объектов окружающей среды; Современные методы хроматографического анализа; Спектроскопические методы анализа; Электрохимические методы анализа

Органическая химия

Физические методы установления строения органических соединений; Теоретические основы органической химии; Методология органического синтеза; Стереохимия органических соединений; Вычислительные методы в органической химии; Ферменты в органическом синтезе; Биологически активные вещества живых организмов

Физическая химия

Радиационная химия; Современные методы химической кинетики; Фотохимия; Экологическая химия атмосферных процессов; Введение в теорию химических реакций; Расчетные методы квантовой химии; Кинетика жидкофазных реакций; Кинетика процессов горения

Биоорганическая химия

Биоорганическая химия; Биотехнология; Основы взаимодействия биомолекул; Физическая химия биополимеров; Химия природных соединений; Методы исследования биополимеров; Молекулярная вирусология; Строение биополимеров; Функциональная морфология клетки; Эпигенетические механизмы регуляции экспрессии генов

Кинетика и катализ

Адсорбция и пористая структура; Квантово-химические методы в катализе; Научные основы приготовления катализаторов; Физические методы в катализе и адсорбции; Термодинамика функционирующего катализатора; Инженерная химия каталитических процессов; Катализ, окружающая среда и устойчивое развитие цивилизации; Молекулярный дизайн катализаторов; Современная техника каталитического эксперимента

Химия твердого тела

Кинетика гетерогенных реакций; Методы кристаллоструктурных исследований; Термический анализ; Физико-химическая механика и механохимия; Хемометрика; Химия поверхности; Физические методы исследования твердых тел; Введение в физические свойства твердых тел; Колебательная спектроскопия твердых тел; Использование синхротронного излучения в дифракционных исследованиях

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность

Аналитическая химия природных объектов; Геохимия; Гидробиология; Общая экология; Токсикология; Химия атмосферы; Химия почв; Экологический аудит; Экологическая биохимия; Экологическая гидрохимия; Экологическая микробиология; Экологическая физиология; Экологическое право; Экономика природопользования
Химия

Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины

История России; Философия; Основы экономики; Культура речи; Практическая психология; Русский язык; История культуры

Иностранный язык

Английский язык

Математические и естественнонаучные дисциплины

Высшая алгебра; Математический анализ; Теория вероятности и матстатистика; Физика; Основы компьютерной грамотности; Компьютерное моделирование процессов и явлений физической химии; Измерительный практикум; Практикум по физической оптике; Атомный практикум; Основные главы элементарной физики; ЯМР-практикум; Астрономия

Химические дисциплины

Горячие точки современной химии; Неорганическая химия; Аналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия; Биохимия; Высокомолекулярные соединения; Химическая технология; Теоретическая электрохимия и инструментальные методы анализа; Химия твердого тела; Координационная химия; Строение вещества; Химическая термодинамика; Химическая кинетика; Супрамолекулярная химия; Неравновесная термодинамика

Биологические дисциплины

Введение в естествознание; Химические основы жизни; Экология; Охрана окружающей среды; Основы молекулярной биологии

Практика

Научно-исследовательская практика



Дисциплины профилей

Неорганическая химия и химия координационных соединений

Строение неорганических веществ; Реакционная способность комплексных соединений; Кластерные соединения; Основы кристаллохимии; Гетерогенные равновесия; Теоретические и экспериментальные методы исследования в неорганической химии; Функциональные материалы

Аналитическая химия

Основы химической метрологии; Анализ объектов; Пробоотбор и пробоподготовка; Методы разделения и концентрирования; Мониторинг объектов окружающей среды; Современные методы хроматографического анализа; Спектроскопические методы анализа; Электрохимические методы анализа

Органическая и биоорганическая химия

Биоорганическая химия; Биотехнология; Основы взаимодействия биомолекул; Физическая химия биополимеров; Химия природных соединений; Физические методы установления строения органических соединений; Теоретические основы органической химии; Стереохимия органических соединений; Вычислительные методы в органической химии;

Физическая химия

Адсорбция и пористая структура; Квантово-химические методы в катализе; Научные основы приготовления катализаторов; Физические методы в катализе и адсорбции; Термодинамика функционирующего катализатора; Радиационная химия; Фотохимия; Экологическая химия атмосферных процессов; Введение в теорию химических реакций; Кинетика жидкофазных реакций; Кинетика процессов горения

Химия твердого тела и химия материалов

Кинетика гетерогенных реакций; Методы кристаллоструктурных исследований; Термический анализ; Физико-химическая механика и механохимия; Хемометрика; Химия поверхности; Физические методы исследования твердых тел; Введение в физические свойства твердых тел; Колебательная спектроскопия твердых тел; Использование синхротронного излучения в дифракционных исследованиях

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность

Аналитическая химия природных объектов; Геохимия; Экологическая физиология; Экологическое право; Химия атмосферы; Экологическая гидрохимиия; Гидробиология; Экологическая биохимия; Экологическая микробиология
Биология

Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины

История России; Философия; Основы экономики; Культура речи; Практическая психология; Русский язык; Основы компьютерной грамотности

Иностранный язык

Английский язык

Математические дисциплины

Физика; Математический анализ; Математическая статистика; Высшая алгебра; Практикум по физической оптике

Биологические дисциплины

Введение в естествознание; Химические основы жизни; Ботаника; Зоология беспозвоночных; Зоология позвоночных; Микробиология; Физиология; Иммунология; Гистология; Клеточная биология; Генетика; Эволюционное учение; Эмбриология; Экология; Анатомия человека; Биоэтика с элементами биобезопасности и биоохраны; Введение в биологию; Биометрия; Энтомология; Молекулярная биология

Химические дисциплины

Физическая химия; Физиологическая химия; Биохимия; Практикум по биохимии; Неорганическая химия; Аналитическая химия; Органическая химия

Практика

Летняя практика по ботанике; Летняя практика по зоологии беспозвоночных; Летняя практика по зоологии позвоночных; Летняя практика по цитологии; Практики по начальной специализации; Научно-исследовательская практика

Дисциплины профилей

Экология

Кариосистематика; Продукционные процессы; Конкретная биогеоценология; Экологическая физиология; Экологическое моделирование; Экологическая физиология растений; Биогеография; Экология антропогенных ландшафтов; Современные проблемы этологии; Экология насекомых; Основы систематики и филогении; Фитоценология; Учение о популяциях; Цитогенетика; Популяционная физиология животных; Экология почв

Генетика, Биология клетки

Генная инженерия; Генетика клеточного цикла и генетика развития; Геном эукариот; Иммуногенетика; Теория селекции; Биотехнология растений; Цитогенетика; Генетика человека; Биоинформатика и функциональная геномика

Физиология

Экологическая физиология; Реферативные семинары по специальности; Физиологическая генетика и генетика эндокринных функций; Исследование функций эндокринных желез в условиях эксперимента; Функциональная морфология органов и тканей; Эндокринные основы репродуктивной функции; Молекулярные основы регуляции поведения; Молекулярные основы эндокринологии; Физиология сенсорных систем; Психонейроиммунология; Высшая нервная деятельность и физиология поведения; Элементы этологии; Современные технологии в изучении активности мозга


Биохимия, Микробиология

Молекулярная вирусология; Основные молекулярно-генетические процессы; Токсикология; Биотехнология; Молекулярные механизмы токсических процессов; Генная инженерия; Молекулярная эволюция; Мутагенез и репарация; Молекулярная иммунология; Методы исследования биополимеров; Биокатализ; Химия биополимеров; Биотехнология


Биоинженерия и биоинформатика

Новейшие молекулярно-генетические технологии; Эволюционная биология; Многомерный анализ биологических данных; Организация и функционирование молекулярно-генетических систем; Структурная и компьютерная биология; Математические основы системной биологии
Видео
Практика
В течение первых трех лет обучения для химиков и биологов в НГУ проводятся учебные практики. Студенты знакомятся с тематикой и организацией научных исследований в лабораториях НГУ и научно-исследовательских институтов Сибирского отделения РАН, а также с базовыми принципами научной работы.
На старших курсах (4-м для бакалавров, 4-5-м для специалистов) проводится научно-исследовательская практика. В рамках этой практики студенты знакомятся с реальной научно-исследовательской работой и закрепляют теоретические знания. Они учатся выполнять экспериментальную работу, самостоятельно искать решения практических задач, анализировать результаты. Такие практики проводятся, главным образом, в лабораториях научно-исследовательских институтов.
Партнерство с зарубежными вузами

У Факультета естественных наук налажено сотрудничество с университетами разных стран. Поэтому студенты ФЕН НГУ могут проходить стажировки за границей.
Программы двойных дипломов
На Факультете естественных наук НГУ предусмотрена возможность получения двойных дипломов с иностранными вузами. Программа двойных дипломов – это совместная образовательная программа, которая разрабатывается двумя партнерскими университетами. Она позволяет выпускникам получить диплом зарубежного вуза наряду с дипломом НГУ.
Фундаментальная и прикладная химия
Химия
Биология
75 000
рублей в семестр*
Химия

Математика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
60
20
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
246
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
75 000
рублей в семестр*
Химия

Математика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
49
30
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
246
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
75 000
рублей в семестр*
Биология

Математика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
60
50
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
248
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
Подготовься к ЕГЭ на Coursera
Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2018-2019 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Химия, Фундаментальная и прикладная химия
Предмет
Победители и призёры
Химия
Без экзаменов
Математика
100 баллов
Русский язык
100 баллов
Биология
Предмет
Победители и призёры
Биология
Без экзаменов
Экология
Без экзаменов
Математика
100 баллов
Русский язык
100 баллов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
Фундаментальная и прикладная химия
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Химия
Математика
Русский язык
Химия
Математика
Русский язык
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
100 баллов
Химия
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Химия
Математика
Русский язык
Химия
Математика
Русский язык
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Биология
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Биология
Математика
Русский язык
Биология
Математика
Русский язык
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
ХИМИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
БИОЛОГИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень I
Уровень II
Уровень III
МАТЕМАТИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть более подробный список олимпиад.
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балла
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
12
Диплом первой степени Открытой межвузовской олимпиады школьников "Будущее Сибири" по химии 2018/2019 учебного года (при приеме на направления Химия и Фундаментальная и прикладная химия)
10 баллов
13
Диплом второй степени Открытой межвузовской олимпиады школьников "Будущее Сибири" по химии 2018/2019 учебного года (при приеме на направления Химия и Фундаментальная и прикладная химия)
7 баллов
14
Диплом третьей степени Открытой межвузовской олимпиады школьников "Будущее Сибири" по химии 2018/2019 учебного года (при приеме на направления Химия и Фундаментальная и прикладная химия)
5 баллов
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов). Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Фундаментальная и прикладная химия
Химия
Биология
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
За почти 60 лет существования факультета не было ни одного обращения выпускника ФЕН НГУ на биржу труда.

Обучение химиков и биологов проходит в тесном сотрудничестве с исследовательскими институтами Сибирского Отделения РАН, которые охотно принимают выпускников факультета на работу. Спрос на выпускников ФЕН НГУ традиционно превышает их количество.

К окончанию университета выпускники ФЕН уже имеют публикации в ведущих научных журналах, имеют опыт участия в научных конференциях, в том числе международных.

Дипломные работы выпускников всегда актуальны с точки зрения науки и практики. Они связаны с самыми современными областями естественных наук, такими как молекулярная биология, биоорганическая и медицинская химия, генетика, генная инженерия, физиология, биотехнологии.

Поэтому после окончания университета выпускник профессионально и морально готов к трудоустройству.

Выпускники ФЕН привыкают быть «на острие» науки, поэтому в своей работе они:

Занимаются нанотехнологиями
Создают новые лекарства
Занимаются генной инженерией
Работают над созданием новых источников энергии
Разрабатывают новые методы диагностики и борьбы с заболеваниями
Среди выпускников ФЕН много докторов наук, профессоров, есть директора исследовательских институтов и члены Академии наук. Выпускники становятся лауреатами престижных премий, например Государственной премии в области науки и техники.

Если выпускник не идет в науку, то он может работать в инновационных компаниях, которые занимаются разработкой новых технологий, материалов, лекарств, а также выпускающих, рекламирующих и продающих научное оборудование.
Основные партнерские компании/работодатели
Владимир Резников, '77
Декан ФЕН НГУ, доктор химических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники за 1995 г., автор более 40 научных трудов и публикаций


«Студент обязан быть любознательным»


Первое, что студенты учатся делать – работать и думать. Как говорил Шерлок Холмс, «наблюдая каплю воды, я могу сделать вывод о существовании океана».

Читать полный отзыв
Сергей Нетесов, '75
Ученый, заведующий лабораторией молекулярной биологии РНК-­вирусов центра «Вектор» в Кольцово, заведующий Лабораторией бионанотехнологии НГУ


«Нам было так интересно работать, что из лаборатории не выходили по двое суток»


Главное воспоминание о старших курсах – это, конечно, работа в институтах.

Читать полный отзыв
Василий Мелентьев, '15
Магистрант второго курса биологического отделения ФЕН НГУ

«ФЕН НГУ – это отличный старт для будущего ученого»


Широкий спектр дисциплин, преподаваемых на ФЕНе, дает полную картину мира, ведь здесь у тебя формируется представление обо всех науках. Но обучение на факультете – это не просто набор предметов и грамотно составленная программа.

Читать полный отзыв
Маргарита Тарасова, '07
Молекулярный биолог, победительница российско-немецкого Sсience Slam, сотрудник Лаборатории бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии ФЕН НГУ, исследователь в области генетической инженерии вирусов


«Студент ФЕНа знает практически всё»


Читать полный отзыв
Александр Злобин, '15
Старший лаборант лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики НГУ


«Выпускники НГУ очень котируются за рубежом»


Почти все предметы на факультете преподают люди, так или иначе вовлеченные в науку и сталкивающиеся каждый день с той областью, про которую они рассказывают.

Читать полный отзыв
Алексей Алексеев, '03
Кандидат наук, инженер-химик в Новосибирском технологическом центре компании Schlumberger («Шлюмберже»)


«Приятно было видеть, что люди, работающие в НГУ, горят своей работой»


Читать полный отзыв
Василий Петренко, '13
Финансовый директор ООО «Академ Интеллект», один из основателей компании по созданию реалити-квестов «выХод»


«Учиться на факультете безумно интересно»


Девиз университета «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать» описывает факультет естественных наук едва ли не лучше, чем любой другой факультет НГУ.

Читать полный отзыв
Илья Кочетыгов, '14
Аспирант Института неорганической химии СО РАН


«Сильнее всего мне запомнилось, как сплоченно наша группа работала во время учебы»


Читать полный отзыв
Майя Дымова, '02
Кандидат биологических наук, сотрудник Лаборатории палеогеномики НГУ, Лаборатории фармакогеномики Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН,
бактериологической лаборатории Новосибирского НИИ Туберкулеза Минздрава России


«Университет – мой второй дом, моя вторая работа»


Читать полный отзыв
Евгений Мостович, '05
Кандидат химических наук, старший преподаватель ФЕН НГУ, зав.
лабораторией органической оптоэлектроники НГУ, руководитель группы органических материалов для электроники Новосибирского института органической химии СО РАН


«На факультете я увидел уникальный преподавательский состав, дружественную атмосферу и безграничные возможности»

Читать полный отзыв
Евгения Власова, '09
Младший научный сотрудник Института катализа СО РАН


«Это факультет не только естественных наук, но и естественных людей»

Когда я поступала в НГУ, одно я понимала точно: это престижно, а значит – сложно. Я остановила свой выбор на ФЕН, поскольку безумно любила химию в школе. Люди в моем окружении не представляли, куда и кем я пойду работать после учебы.

Читать полный отзыв
Первое, что студенты учатся делать – работать и думать. Как говорил Шерлок Холмс, «наблюдая каплю воды, я могу сделать вывод о существовании океана». Здесь то же самое: умение из фундаментальных концепций выводить следствие. Какая обезьяна стала человеком? Та, которая не утратила любопытство до старости. Есть в этой шутке, в нашем случае, доля правды: студент обязан быть любознательным. Заинтересовать людей, побудить их делать попытки выяснить, как устроено мироздание, – это тоже задача, которая стоит перед нашими преподавателями.
Главное воспоминание о старших курсах – это, конечно, работа в институтах. Мы никак не ожидали, что нас, не умеющих плавать, сразу бросят в океан. Меня распределили в Институт органической химии, в отдел химии нуклеиновых кислот. Аспиранты и молодые кандидаты наук, как со взрослыми, обсуждали с нами, чем мы будем заниматься. Через две недели начали изучать свежие статьи и ставить по ним эксперименты. Удивительно, что многое получалось с первого раза – эксперименты проводились здесь впервые. Это вселило в нас веру в то, что мы можем многое. А если что-то не получалось, то мы с удвоенной энергией начинали искать пути решения. Нам было так интересно работать, что из лаборатории не выходили по двое суток. Спали по три-четыре часа в кресле – не хотелось идти в общежитие, хотя до него было всего десять минут пути – и снова за работу. Именно тогда я ощутил всю красоту весенних и осенних рассветов. Благодаря такой работе мы узнали, как по утрам меняется природа, и это оказалось не менее интересным, чем научные эксперименты.
Широкий спектр дисциплин, преподаваемых на ФЕНе, дает полную картину мира, ведь здесь у тебя формируется представление обо всех науках. Но обучение на факультете – это не просто набор предметов и грамотно составленная программа. Самое главное преимущество ФЕНа – это преподаватели, которые имеют непосредственное отношение к науке и создают особую атмосферу исследования. Поэтому знания, получаемые на ФЕНе, чрезвычайно актуальны. Кроме того, в процессе обучения каждый студент может заниматься научными исследованиями, что дает шанс понять, что такое наука изнутри. Поэтому ФЕН НГУ – это отличный старт для будущего ученого.
Более разноплановое и всеобъемлющее образование, чем на ФЕНе НГУ, сложно представить. Не секрет, что студентам факультета приходится разбираться не только в биологии и химии, но и в математике и физике, а еще добавьте сюда гуманитарные спецкурсы, и получится, что студент ФЕНа знает практически всё! Я, конечно, преувеличиваю, но студенты здесь действительно учатся решать самые разнообразные задачи. Они умеют искать информацию, умеют работать не только головой, но и руками. На факультете своеобразная атмосфера: биологи могут перекусывать в анатомичке, химики снуют в грязных халатах, кто-то спорит в коридоре о перспективе применения новой технологии редактирования геномов. В общем, люди все увлеченные, умные и интересные!
Почти все предметы на факультете преподают люди, так или иначе вовлеченные в науку и сталкивающиеся каждый день с той областью, про которую они рассказывают. ФЕН НГУ дал мне образование, благодаря которому я тоже смог начать научную карьеру и продолжаю развиваться в научной сфере. После выпуска у нас появляется масса перспектив как внутри Академгородка, так и вообще в мире. Выпускники НГУ очень котируются за рубежом. Если найти хорошее место работы, где люди занимаются реальной наукой, то можно самостоятельно продвинуться вверх по карьерной лестнице. Например, мне удалось месяц поработать в Лондоне, где я исследовал диабет типа MODY-3 в департаменте исследований близнецов и занимался поиском генетической ассоциации.
Приятно было видеть, что люди, работающие в НГУ, горят своей работой. Учиться первые три года было невероятно сложно. После первого курса я осознал, что за год не прочитал ни одной художественной книги, хотя очень люблю читать. Все время было заполнено только научной литературой. На третьем курсе интенсивность обучения достигла своего пика. Мы учились шесть дней в неделю, а по воскресеньям писали контрольные и сдавали коллоквиумы. За весь год было два или три выходных дня. Но все это того стоило. Когда я учился в НГУ, вокруг было много звезд – очень умных людей, и свои способности я оценивал как весьма средние, очень обычные, но когда выпускаешься и начинаешь общаться с реальным миром, то понимаешь, что твои способности не такие уж средние.
Девиз университета «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать» описывает факультет естественных наук едва ли не лучше, чем любой другой факультет НГУ. Потому что здесь учиться думать (да и вообще учиться) необходимо не только на сессиях, а постоянно, нон-стоп, ежеминутно. Учиться на факультете безумно интересно. Как может быть не интересно изучение окружающего мира и жизни вокруг? Это море практических занятий и экспериментов. Это живая наука, в которой можно покопаться и сделать свое собственное настоящее открытие.
Сильнее всего мне запомнилось, как сплоченно наша группа работала во время учебы. Учиться на ФЕНе нужно много, поэтому часто семинарских занятий не хватало, чтобы все могли усвоить материал. Поэтому мы частенько собирались после пар, находили свободную аудиторию и проводили свои занятия для самих себя. Мы по очереди решали задачи у доски и обсуждали их вместе. И это работало. Ведь так приятно вместе разбираться в премудростях строения вещества или химической термодинамики.
В школе я училась в исследовательском классе, и там нас приучили работать много, учиться анализировать, уметь оперировать накопленными знаниями и применять их на практике. Проблема выбора факультета решилась на дне открытых дверей НГУ, где говорили о новом медико-биологическом факультете, о слиянии биологии и медицины, и тех открытиях, которые часто случаются на стыке двух наук. Сразу скажу, учиться на этом факультете было трудно, до третьего курса программа как у биологов плюс медицинские курсы, то есть учиться пришлось очень много все 6 лет. Что могу посоветовать нынешним абитуриентам: сразу усердно учиться; если что-то не понятно – подходите к преподавателю и спрашивайте, не оставляйте это до зачета или экзамена; работайте в малых группах: во-первых, когда ты объясняешь другому что-либо лучше усваивается материал, во-вторых, это team-building, это хорошие долгосрочные отношения. В НГУ очень много занятий, кружков, секций – попробуйте все, это даст положительные эмоции – они вам понадобятся! Случается, что я захожу в НГУ по работе, и до сих пор испытываю волнение и ностальгию по тем студенческим дням, счастье, если вижу своих преподавателей, радость и гордость за новый корпус. Университет – школа жизни, и через нее надо пройти достойно.
ФЕН дал мне прекрасное естественнонаучное образование, которое позволяет работать в научной сфере в любой точке мира. Факультет всегда отличался очень насыщенной, сложной, но интересной программой. Уже на 2-м курсе у студентов появляется возможность окунуться в научно-исследовательскую работу в научных институтах Академгородка. Естественнонаучное образование универсально, поэтому можно с успехом его применять на практике не в научных областях, например, заниматься логистикой. Во время учебы на факультете я увидел хорошие отношения между студентами и преподавателями, тесное сотрудничество с институтами СО РАН, уникальный преподавательский состав, дружественную атмосферу и безграничные возможности.
Когда я поступала в НГУ, одно я понимала точно: это престижно, а значит – сложно. Я остановила свой выбор на ФЕН, поскольку безумно любила химию в школе. Люди в моем окружении не представляли, куда и кем я пойду работать после учебы. Честно говоря, я сама не вполне понимала. Всю прелесть образования в НГУ я поняла на 4 курсе, когда нас распределили в научные институты для участия в реальной работе настоящих научных сотрудников. Дипломников НГУ, да с высоким баллом зачетки, расхватывают как горячие пирожки. Необязательно самостоятельно искать работу: университет тебе помогает благодаря сотрудничеству с научными институтами СО РАН. Окончив учебу, я убедилась в том, что НГУ – это хорошая платформа для карьеры и для жизни. Многие из моих одногруппников работают в престижных российских и зарубежных компаниях, занимают высокие должности. Я горжусь, что я училась именно на ФЕНе НГУ. Это факультет не только естественных наук, но и естественных людей, обладающих настоящими человеческими качествами: отзывчивостью, добротой, пониманием и ответственностью.