Говоря об хорошем университетском образовании мы склонны ожидать, что человек, который закончил престижный настоящий университет, обладает широтой и фундаментальностью знаний, широким культурным контекстом, а не только тем, чему его учили по выбранной специальности.
При поступлении на Философский факультет мной, по большей части, двигало любопытство, – заканчивая Мехмат, я ощущал некоторый недостаток в том, что касается
своего гуманитарного образования. Позже, когда я стал работать на Философском факультете, к этому ощущению важности обладать широким культурным контекстом и понимать, что мир устроен гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, добавилось понимание важности сформировать и у себя, и у студентов критическое отношение к миру.
Польза философского образования в том, что оно воспитывает в студентах рациональность, толерантность, открытость новому, умение отстаивать свою точку зрения. «Быть философом» в современном мире – значит логично рассуждать и правильно аргументировать. Что касается качеств, которыми нужно обладать для поступления на «философию», то основное, на мой взгляд, – это способность учиться. Всё начнется не просто сначала, а даже глубже, чем вы можете себе представить. В школе ведь не проходят философию, и основной предмет, по которому мы набираем первокурсников, – это обществознание. В этом есть толика правды: если человеку интересно то, как развивается и работает государство, то, насколько сложны и неоднозначны проблемы развития общества, науки, культуры, то, скорее всего, у него есть склонность сделать следующий шаг в сторону более фундаментального понимания этих вопросов.
Никита Головко, '01
Доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и методологии науки, заместитель директора по науке Институт философии иправа НГУ