Институт философии и права:
Философия

Философское образование сегодня – это открытость и широта взгляда, гибкость и точность ума, развитая способность к освоению нового. Обучение философии предполагает изучение лучшего из интеллектуального багажа и широчайшего наследия мировой культуры, накопленного человечеством. Философия дает самое дефицитное в современном мире – свободу и креативность мышления, умение ясно выражать и хорошо аргументировать свои мысли.

Современное общество, весь сегодняшний мир как никогда требуют рационального осмысления и объяснения. И здесь роль философии фундаментальна. Философия была и остается своего рода «хранителем культуры», в первую очередь – стандартов рациональности. Философия учит рациональности мышления, через логику оказывая влияние на общество, на сознание и мироощущение людей. Задач, стоящих перед философией, со временем не становится меньше, и одна из важнейших – подготовить человека к новым вызовам времени.

Почему философия в НГУ?

Специализации
Цель базового философского образования – сформировать широкий фундаментальный гуманитарный бэкграуд, обеспечить развитие навыков свободного вариативного использования полученных знаний на практике и подготовить выпускников к успешной научно-исследовательской и экспертно-консультативной деятельности в органах управления в системе государственной власти, в общественных организациях и в коммерческих структурах.

Индивидуальная образовательная траектория студента зависит от специализации, в рамках которой студент выбирает профильную выпускающую кафедру, научного руководителя, темы курсовой (на 3 курсе) и выпускной квалификационной работ.
История философии
Социальная философия
Философия науки
Направление специализируется на изучении истории западной философии, вклада в развитие философии ее крупнейших творцов и прослеживает основные линии преемственности в ее развитии.


Примеры тем выпускных квалификационных работ: «Деятельность и действительность у Аристотеля», «Понятие естественной религии у Д. Юма», «Понятие разума в философии Г. Маркузе», «Формальная онтология Э. Гуссерля».
Профиль тесно связан с курсами социологии, политологии, философской и культурной антропологии, философии истории и призван показать место и роль («встроенность») социально-философского познания в системе философского знания.


Примеры тем выпускных квалификационных работ: «Будущее человеческой природы в философии Ю. Хабермаса», «Рациональность поведения экономических агентов: философский аспект», «Ситуация риска: опыт философского анализа», «Понятие народного суверенитета и французская революция».
Профиль призван познакомить с общей проблематикой философии науки, предметом которой является исследование науки как формы знания, вида социальной деятельности и социально-исторического института, основными направлениями и школами в этой области философии.


Примеры тем выпускных квалификационных работ: «Методологические основания физических представлений И. Ньютона и Р. Декарта», «Категория «неопределенность» в науке и философии», «Теоретические и методологические основы психоанализа», «Понятие «научная революция» в работах Т. Куна и И. Лакатоса».
Более подробно о направлениях исследований можно прочитать здесь.
Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Обучение
Цель образовательной программы – это воспитание человека с фундаментальной подготовкой, разносторонними интересами и активной жизненной позицией, способного успешно ориентироваться в современном обществе и реагировать на его вызовы, быть конкурентоспособным на рынке труда, изменять мир.

На этапе открытия направления «Философия» в НГУ в 1993 году предполагалось, что подготовка будет вестись только на уровне магистратуры, и долгое время философский факультет НГУ оставался единственным факультетом в стране, где обучались магистранты, как правило, не имеющие базового философского образования. Подобное обстоятельство существенным образом повлияло на структуру учебного плана подготовки будущих бакалавров философии и сам стиль преподавания.

Сегодня институт выпускает бакалавров, магистров и аспирантов, организует конгрессы всероссийского масштаба, получает гранты на развитие собственных инициатив. Проводящиеся здесь исследования имеют высокий уровень международного признания.

Университет расположен в самом сердце Новосибирского Академгородка, в окружении институтов СО РАН, что непосредственно сказывается и на интересах преподавателей, и на деталях учебного плана. Не случайно визитная карточка научных исследований преподавателей – это ориентация на научное мировоззрение и исследования в области логики, аналитической философии, философии математики, философии науки, античной философии, философии истории, философии управления и социально-политической философии. Работы ведущих профессоров института известны далеко за пределами страны.
Дисциплины
Основа образовательной программы бакалавриата – классические дисциплины, составляющие ядро философского образования во всем мире, такие как логика, онтология (метафизика), теория познания, социальная философия, этика, эстетика, философия науки и философия религии. Большую часть программы составляет фундаментальный блок истории философии, посвященный анализу всего многообразия философских учений от периода Античности до современности, включая историю русской философии и восточную философию.

Основной блок дополняют такие предметы, как философская антропология, философия сознания, гендерные исследования и т.д., а также большое количество курсов по выбору, которые помогают студентам определиться со специализацией.
Общегуманитарные, социальные и экономические дисциплины

Иностранные языки (английский и немецкий); Древние языки (латинский, для специализирующихся по истории философии – дополнительно древнегреческий язык); Русский язык; Всеобщая история; Экономика; Правоведение; Культурология; Религиоведение; Политология; Социология; Психология; Педагогика

Математические и естественнонаучные дисциплины

Математика; Информатика; Концепции современного естествознания; Этология (наука о поведении животных)

Философские дисциплины

Логика; Онтология (метафизика); Теория познания; Социальная философия; Этика; Эстетика; Философия науки; Философия религии; Античная и Средневековая философия; Философия Нового времени; Немецкая классическая философия; Философия XIX века; Философия ХХ века; История русской философии; Философская антропология; Философия истории; Гендерные исследования; Философия сознания; Философия управления; Социология науки

Научная работа и дисциплины по выбору

Введение в специальность; Методика написания квалификационной работы (академическое письмо); Спецсеминар кафедры, где проходит специализация; Аналитическая философия; Арабская философия; Философия политики; Эксперимент в естествознании; Немецкая философия XIX века; Социальная философия К. Маркса; Философия языка и др.
Взаимодействие с зарубежными университетами
Большая часть преподавателей направления является активными исследователями, поддерживающими широкие академические контакты с коллегами со всего мира. В частности, за последние 10 лет преподаватели направления были на стажировках или участвовали в совместных научных проектах с представителями ведущих философских сообществ: Оксфордского университета (Великобритания), Гарвардского университета (США), Йельского университета (США), Принстонского университета (США), Корнельского университета (США), Чикагского университета (США), Техасского университета (США), Университета Кларка (США), Фрайбургского университета (Германия), Фрибурского университета (Швейцария) и других.

Лидером по числу академических контактов является Университет Хельсинки (Финляндия), что обусловлено более чем 40-летней историей взаимодействия между учеными Финляндии и Новосибирской школой по проблемам философии логики, философии математики и аналитической философии.

63 500
рублей в семестр.
Обществознание

История

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
16
13
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
247
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
Подготовительные курсы
Воскресная гуманитарная школа НГУ ведет подготовку к ЕГЭ и поступлению в НГУ по предметам:

· русский язык
· обществознание
· литература
· история
· творческий конкурс

Занятия проходят по воскресеньям (октябрь - апрель)

Дополнительная информация: по тел. 363-40-22 и на сайте НГУ

Также для абитуриентов, которым требуется дополнительное повторение школьного курса обществознания, русского языка или истории, Институт переподготовки и повышения квалификации НГУ организует воскресные подготовительные курсы. Курсы начинаются в октябре-ноябре.

Подробнее можно узнать по телефону 363-42-52 или электронной почте ippknsu@gmail.com.
Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2017-2018 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Предмет
Победители и призёры
Обществознание
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
История
100 баллов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов).
Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Русский язык
Общество-
знание
Русский язык
Общество-
знание
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
История
История
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть список олимпиад.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Наша миссия состоит в том, чтобы поддерживать высокие стандарты и приумножать традиции философского мышления, развивать интеллектуальный потенциал философии в России и ценность свободного философского творчества.

Философское образование дает не только углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку в различных областях современного социо-гуманитарного знания, но также развивает способности к логическому, методологическому и философскому анализу развития и функционирования различных сфер жизни общества и его социальных институтов.

Выпускники направления в особенности востребованы в тех областях и сферах, где необходима способность к аналитическому мышлению. Часть из них работают в СМИ и в области PR, становятся политиками и управленцами, являются организаторами в области культуры и искусства, занимаются консалтингом в самом широком смысле этого слова.

Многие выпускники занимаются бизнесом, и направление их деятельности не связано напрямую с философией, однако полученные в стенах Университета навыки анализа информации и понимания контекста происходящих событий выгодно выделяют выпускников-философов и в этой среде.

Ряд выпускников выбирают в качестве дальнейшей деятельности преподавание, причем не обязательно философии, но и других гуманитарных и общественных дисциплин, таких как социология, политология, культурология, религиоведение.

Кроме того, выпускники бакалавриата подготовлены к тому, чтобы продолжать обучение в магистратуре по всему спектру гуманитарных, общественных и социально-экономических дисциплин.
Анна Елашкина, '06
Директор по развитию нанотехнологического центра «СИГМА. Новосибирск».


Поступая на Физфак, мы думали, что нас научат тому, как устроен мир. В целом это, конечно, правда. Но, выпустившись, я занималась искусственным интеллектом и почувствовала нехватку знаний, касающихся не материального мира, а мира мышления.

Читать полный отзыв
Евгений Афонасин, '94
Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, главный редактор журнала «ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция», руководитель Центра изучения Древней философии и Классической традиции


Читать полный отзыв

Никита Головко, '01
Доктор
философских наук, заведующий кафедрой онтологии, теории познания и методологии науки, руководитель Центра анализа и прогнозирования интеграционных процессов современной Евразии, заместитель директора по науке Институт философии иправа НГУ


Каждый человек, заканчивая университет, ожидает почувствовать, что он уже достиг некоторого уровня.

Читать полный отзыв
Олег Доманов, '99
Кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии ИФП НГУ

Мое первое образование – это Физфак, после которого я довольно долго работал в Институте ядерной физики. В то время в НГУ не было Философского факультета, но проходили общеуниверситетские лекции, приезжали специалисты из Москвы и Петербурга, и постепенно меня затягивало это направление.

Читать полный отзыв
София Гергерт, '11
Предприниматель, координатор новосибирского фестиваля науки EUREKA!FEST.

Философский факультет НГУ – мое второе образование, получить которое я решила, можно сказать, спонтанно. Изначально я пришла в лучший вуз Новосибирска на курсы Института переподготовки и повышения квалификации, чтобы расширить свои знания по экономике и получить диплом НГУ..

Читать полный отзыв
Поступая на Физфак, мы думали, что нас научат тому, как устроен мир. В целом это, конечно, правда. Но, выпустившись, я занималась искусственным интеллектом и почувствовала нехватку знаний, касающихся не материального мира, а мира мышления. Именно поэтому я пошла учиться на Философский факультет, в надежде, что через логику, онтологию и теорию познания я узнаю то, чего на Физфаке нам не рассказывали.

Обучение дало мне прекрасное общение, новых друзей. Ведь для любого университета круг общения – это одна из самых важных частей образования. Кроме того, я получила совершенно другой тип мышления, которого у меня никогда не было. Это было удивительно: открывать такие способы рассуждать, которых я никогда нигде не проходила, даже при разработке искусственного интеллекта. Я получила системность мышления, с которой потом совершенно спокойно чувствовала себя и в социальных, и в бизнес-проектах. На философском факультете очень хорошо дают способность работать с разными точками зрения, это уникальная компетенция, которая нужна и в бизнесе, и в политике, и, в конце концов, в семье.

Здесь есть всё для того, чтобы стать профессиональным философом, публиковаться за границей, получить признание в мировом сообществе. Но это совершенно не обязательно. Можно пойти в управление, в предпринимательство, в чиновники, в политики – всё зависит от человека.

На мой взгляд, если человек хочет заниматься интеллектуальной деятельностью, нужно выбирать самый сложный факультет. Человек странно устроен: оказываясь в неудобных условиях, он очень быстро развивается. Когда я поступала в университет, самым сложным я посчитала Физфак. Я до сих пор считаю, что это самый сложный физический факультет в стране. А затем одним из самых сложных для меня оказался именно философский факультет. Новосибирский университет – это вообще сложное место. Он дает быстрое развитие и умение потом работать в абсолютно любых условиях.

Среди студентов философии есть и очень спокойные, сосредоточенные люди, и совершенные хулиганы. В истории философии было очень много хулиганов, шебутных людей, которым все время неймется, которым все время хочется необычного и странного, сложного. Внешне, особенно зафиксированные в Википедии, они выглядят как приличные люди, но в жизни это были люди очень пассионарные, страстные. Философы – это интеллектуальные хулиганы.

Я желаю студентам никогда не отчаиваться, сохранять спокойствие духа и веселое настроение. В обучении должен быть «фан»! Нужно читать толстые книжки, и если это делать со звериной серьезностью, не видеть в этом игры мысли, шуток и странных заворотов ума, то это очень тяжело.

Со времен учебы на физфаке интерес к истории и гуманитарным наукам вообще был моим вторым, но ничуть не меньшим интересом. Именно поэтому я решил изучить историю науки в разных ее аспектах.

Философия – это область знаний, в которой исследуются основания различных наук. На нашем факультете мы, так или иначе, касаемся всех областей знания. Философию можно разделить на три больших раздела: связанный с познанием и логикой, с обществом и с культурой. В этом смысле всякий, кто займется философией, может найти самые разнообразные сферы применения своим талантам и умениям.

Есть распространенное убеждение, что нужно пройти долгий путь, прежде чем начать изучать философию: сначала поучиться чему-нибудь «конкретному», например, физике, а потом уже идти в магистратуру или аспирантуру по философии. Я не думаю, что, чтобы поступить на философское направление, нужно приобрести суровый жизненный опыт.

На мой взгляд, два важных, значимых качества, которые нужно иметь, чтобы успешно учиться здесь, – трудолюбие, так как нужно будет много читать, и «синтетический» стиль мышления, то есть умение оценивать картину в целом, не закапываясь в детали.

Философия – это инструмент познания мира, которым нужно уметь пользоваться. Выпускники факультета могут работать и развиваться в совершенно разных сферах, и в каждой области найдется применение полученной на факультете методологии.

Говоря об хорошем университетском образовании мы склонны ожидать, что человек, который закончил престижный настоящий университет, обладает широтой и фундаментальностью знаний, широким культурным контекстом, а не только тем, чему его учили по выбранной специальности.

При поступлении на Философский факультет мной, по большей части, двигало любопытство, – заканчивая Мехмат, я ощущал некоторый недостаток в том, что касается
своего гуманитарного образования. Позже, когда я стал работать на Философском факультете, к этому ощущению важности обладать широким культурным контекстом и понимать, что мир устроен гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, добавилось понимание важности сформировать и у себя, и у студентов критическое отношение к миру.

Польза философского образования в том, что оно воспитывает в студентах рациональность, толерантность, открытость новому, умение отстаивать свою точку зрения. «Быть философом» в современном мире – значит логично рассуждать и правильно аргументировать. Что касается качеств, которыми нужно обладать для поступления на «философию», то основное, на мой взгляд, – это способность учиться. Всё начнется не просто сначала, а даже глубже, чем вы можете себе представить. В школе ведь не проходят философию, и основной предмет, по которому мы набираем первокурсников, – это обществознание. В этом есть толика правды: если человеку интересно то, как развивается и работает государство, то, насколько сложны и неоднозначны проблемы развития общества, науки, культуры, то, скорее всего, у него есть склонность сделать следующий шаг в сторону более фундаментального понимания этих вопросов.

Я хотел бы пожелать нашим будущим студентам относиться к философии с душой. Куда бы вы ни пошли после, с вами навсегда останутся Платон и Аристотель, Декарт и Кант, Маркс и Хабермас, а это, поверьте, – достойная компания в любом предприятии!
Мое первое образование – это Физфак, после которого я довольно долго работал в Институте ядерной физики. В то время в НГУ не было Философского факультета, но проходили общеуниверситетские лекции, приезжали специалисты из Москвы и Петербурга, и постепенно меня затягивало это направление. И когда уже организовался факультет, я чувствовал в себе интерес к этой области и поступил сюда. Постепенно физика отошла для меня на второй план.

На мой взгляд, физика слишком простая. Гораздо сложнее устроены общество и человек, и наука о них оказалась для меня гораздо интереснее и актуальнее. Философия отвечает на вопросы о тебе самом и о том, как устроен мир, как работает общество. И люди идут на этот факультет не просто из интереса, их действительно волнуют эти вопросы, они испытывают потребность найти ответы.

Философия – это, прежде всего, критическое мышление. Это, конечно, сказывается на студентах направления. Здесь формируются личности.

Философский факультет НГУ – мое второе образование, получить которое я решила, можно сказать, спонтанно. Изначально я пришла в лучший вуз Новосибирска на курсы Института переподготовки и повышения квалификации, чтобы расширить свои знания по экономике и получить диплом НГУ. А получила гораздо больше. Наши занятия проходили рядом с Философским факультетом, который в это время набирал студентов на подготовительные курсы в магистратуру. В ИППК у нас была прекрасная возможность посещать курсы разных факультетов. Так я увлеклась философией.

Учеба на Философском факультете была замечательна тем, что на одном потоке учились и физики, и математики, и экономисты, и медики, и студенты других специальностей. Мы постоянно обсуждали философские вопросы в аспекте разных наук. Когда ты находишься в университете, невозможно интересоваться какой-то одной узкой отраслью знаний, потому что вокруг много людей, которые увлеченно рассказывают о том, чем они занимаются. Кроме того, в университете всегда можно было свободно пообщаться с профессорами, выдающимися людьми, которые с готовностью отвечали на любой вопрос студента. Сами студенческие связи, которые дает университет, открывают перед тобой очень многое. Часто, когда приходишь на деловую встречу и выясняется, что твой партнёр тоже выпускник НГУ, барьеры в общении снимаются. Если бы я не поступила в НГУ, не познакомилась с людьми, с которыми общаюсь на протяжении многих лет, не было бы моего сегодняшнего бизнеса. Вероятно, я была бы совершенно другим человеком с другими интересами.

Я бы посоветовала студентам не только учиться, но и участвовать в общественной жизни университета, это дает дополнительные навыки. В НГУ можно заниматься практически любым видом спорта, учить разные языки, заниматься тем, что тебе больше нравится, проявлять себя в различных сферах. Перед студентом НГУ открыты все дороги. Поэтому, если вы попали в НГУ, вам уже повезло, и нужно по максимуму использовать то время, которое у вас есть в университете.