Новосибирский государственный университет
Институт медицины
и психологии В. Зельмана:
Психология

Главной задачей Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ является подготовка высококлассных специалистов, которые способны разобраться в особенностях организации души и сознания человека, хорошо понимая специфику работы его организма. Наши студенты получают фундаментальную теоретическую базу и мощную практическую подготовку, поэтому выпускники психологии НГУ с успехом реализуют себя как в исследовательской работе, так и в многочисленных прикладных сферах.

Почему именно психология в НГУ?

Обучение
Первый и второй курсы обучения у студентов-психологов проходят по общей программе: студенты изучают базовые психологические, естественнонаучные, социально-экономические и гуманитарные дисциплины, нарабатывают необходимую базу для дальнейшего углубления в интересующую их сферу. Здесь же происходит погружение в историю психологии, изучаются отрасли психологической науки и практики, постигаются возрастные закономерности развития личности, основы психодиагностики.

На третьем курсе происходит распределение на два профильных направления: студенты делают выбор, связанный с дальнейшей сферой их научных и практических интересов.
Клиническая психология и психологическое консультирование
Организационная психология и психология труда
В рамках профиля «Клиническая психология и психологическое консультирование» институт готовит высококвалифицированных специалистов для дальнейшей работы в специализированных медицинских учреждениях и клинических больницах, в психоневрологическом и наркологическом диспансерах.

Это направление создано для тех, кто хочет научиться разбираться в особенностях индивидуальной психологической работы с человеком, понимать глубинные причины проблем личности, кто желает помочь пациентам осознать собственное «я» и преодолевать те психологические трудности, которые человек не может преодолеть в одиночку. Здесь будущие специалисты учатся основам психосоматики, психологии семьи, овладевают навыками психологического консультирования и психотерапии, учатся понимать психологию стресса и разбираться в учениях о неврозах, проходят основы профилактики наркомании и алкоголизма.

Профиль «Организационная психология и психология труда» готовит профессиональных психологов и консультантов, реализующих свои навыки в социально-психологических и консалтинговых центрах, в кадровых агентствах и коммерческих организациях.

Это направление предназначено для тех, кто хочет изучать особенности поведения личности в организации, специфику адаптации человека в коллективе, желает в дальнейшем помогать руководителям и сотрудникам компаний максимально эффективно реализовать рабочий процесс. Здесь студенты учатся разбираться в особенностях культуры организации, организационных конфликтах, приобретают навыки управления персоналом, осваивают психологию рекламы и психологию принятия решений.

Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Дисциплины
Обучение состоит из трех циклов: гуманитарного, естественнонаучного и профессионального – каждый из них делится на базовые, обязательные и предметы на выбор. В каждом из двух направлений – организационная и клиническая психология – представлен специализированный набор профессиональных дисциплин.
Гуманитарный цикл дает основные представления о гуманитарных, социальных и экономических науках. Расширяет кругозор студента, позволяет выстроить каркас системы знаний, который на последующих этапах обучения становится фундаментом для профессиональных навыков и умений.

История; Культурология; Философия; Иностранный язык; Логика; Педагогика; Социология; Риторика и культура речи; Основы экономических знаний; История и теория религии; Психология и философия; История и культура Западной Европы 20–21 вв.

Естественнонаучный цикл развивает логическое мышление, знакомит с основами точных наук, без которых невозможно существование психологии, потому что только с помощью расчётов можно эффективно обработать большое количество данных и определить достоверность психологического исследования

Математическая статистика; Анатомия центральной нервной системы; Физиология центральной нервной системы; Концепции современного естествознания; Информационные технологии в психологии; Общая биология; Физиология высшей нервной деятельности; Антропология; Экология

Профессиональный цикл состоит из профильных предметов, которые определяют дальнейшую профориентацию (клиническая или организационная психология). Знакомит с основами выбранной специализации, предоставляет возможность практической деятельности во время обучения

Введение в профессию; Общая психология; История психологии; Методологические основы психологии; Зоопсихология и сравнительная психология; Психология личности; Социальная психология; Психология труда, инженерная психология и эргономика; Искусство переговоров; Конфликтология; Группы и групповые процессы; Коммуникативный тренинг; Основы самоменеджмента; Теория, методология и методы психологического исследования; Физическая культура

Специализация: организационная психология

Введение в организационную психологию; Психология развития и возрастная психология; Введение в клиническую психологию; Основы нейропсихологии; Психофизиология; Этнопсихология; Экспериментальная психология; Специальная психология; Общий психологический практикум; Психодиагностика; Математические методы в психологии; Безопасность жизнедеятельности; Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях; Организационные конфликты; Мотивация персонала; Психология лидерства и руководства; Методический тренинг; Психология принятия решений; Процессный подход в управленческом консультировании; Профессиональное самоопределение организационного консультанта; Теория организации; Структура и культура организации; Проблемы психической реальности; Психодиагностика личности; Психофизиологические методы исследования; Психология личности и художественная литература; Практикум по психофизиологии; Коучинг как метод развития персонала; Методы оценки персонала; Имидж организации

Специализация: клиническая психология

Психология развития и возрастная психология; Введение в клиническую психологию; Основы нейропсихологии; Психофизиология; Этнопсихология; Экспериментальная психология; Специальная психология; Общий психологический практикум; Психодиагностика; Математические методы в психологии; Безопасность жизнедеятельности; Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях; Психология семьи и семейной психотерапии; Основы консультативной психологии; Психология стресса и совладающего поведения; Профилактика наркомании и алкоголизма; Основы психосоматики; Психология отклоняющегося поведения и личностные расстройства; Учение о неврозах; Культура и творчество в психологической практике; Введение в перинатальную психологию; Проективные методы диагностики личности; Проблемы психической реальности; Патопсихология; Психодиагностика личности; Психофизиологические методы исследования; Практикум по детской клинической психологии и психотерапии; Клиническая психология в экспертной практике; Теория и практика гештальт-терапии; Расстройства аутического спектра

Подробнее.

Практика
Важнейшим этапом обучения является совершенствование практических навыков будущих психологов. Поэтому студенты начиная со второго курса проходят интенсивную учебную, педагогическую, производственную и научно-исследовательскую практику на клинических базах
Учебная практика
Педагогическая практика
Производственная практика
Научно-исследовательская практика
Преддипломная практика
Учебную практику студенты-психологи проходят на 2 курсе – в третьем и четвертом семестре. За это время происходит знакомство с функциями и задачами психолога в организации, осваивается психодиагностический инструментарий, проводится сбор диагностических и исследовательских данных и нарабатываются навыки их обработки и анализа. Также студенты работают с документами и участвуют в деятельности психолога организации в качестве ассистента.
Производственную практику студенты проходят на 4 курсе, в седьмом семестре.

Студенты профильного направления «Клиническая психология» учатся проводить экспресс-диагностическое и комплексное клинико-психологическое обследование, включая клиническое интервью, осваивают навыки индивидуального и группового психологического консультирования под профессиональной супервизией (включая разборы случаев), проводят психопрофилактические занятия, тренинги, работают с группами личностного роста. Базами практики выступают психиатрические и соматические клиники, психоневрологические и наркологические диспансеры, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи населению.

Студенты профильного направления «Организационная психология» знакомятся с кадровым документооборотом; принимают участие в разработке: набора компетенций, системы мотивации и обучения персонала, программ тренингов; изучают: структуру и культуру организации, социально-психологический климат; выявляют причины организационных конфликтов; организуют и проводят фотографию рабочего дня с последующим анализом полученных данных. Базами практики выступают бизнес-организации, социально-психологические, консалтинговые центры; агентства и коммерческие организации.

Педагогическая практика проводится на 3 курсе, в шестом семестре. Этот вид практики ориентирован на овладение базовыми навыками преподавания психологии как научной дисциплины. Здесь студенты пробуют себя в качестве преподавателей: проводят различные занятия психологической тематики – как лекционные, так и интерактивные (семинары, тренинги, мастер-классы, деловые игры, мозговые штурмы, тематические дискуссии и круглые столы). Результаты углубленного изучения студентами отдельных вопросов психологии публикуются в студенческой газете.
Уже с первого курса под руководством своих научных руководителей студенты начинают проходить научно-исследовательскую практику, работая над собственными исследованиями на клинических базах, а также в научных институтах Академгородка и Новосибирска.
Преддипломная практика проводится на 4 курсе в восьмом семестре. В зависимости от темы исследования студенты получают возможность проводить исследования в различных организациях Новосибирска.
75 000
рублей в семестр*
Биология

Обществознание

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
10
30
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
238
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
Стипендиальная программа

Институт медицины и психологии поддерживает студентов, которые учатся на бюджетной основе и демонстрируют высокие результаты при поступлении, и в дальнейшем – в учебной и научной деятельности.
1 курс
2-6 курсы
Студенты 1 курса:

  • поступившие на первый курс без вступительных испытаний (победители олимпиад)
или

  • имеющие при поступлении в НГУ высокую сумму баллов ЕГЭ (средний балл за один экзамен 86 и выше) –
в течение первого семестра (с сентября по январь включительно) ежемесячно получают дополнительную стипендиальную поддержку в размере от 5000 руб. и выше – по решению стипендиальной комиссии Института медицины и психологии – в зависимости от результатов, продемонстрированных студентом при поступлении.

Стипендиальная программа реализуется в рамках Программы повышения конкурентоспособности НГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2020 годы.

Студенты 2–6 курсов:

  • имеющие высокую успеваемость на протяжении двух последних сессий (средний балл не менее «4,5» и отсутствие удовлетворительных оценок за весь период обучения),
при этом

  • демонстрирующие выдающиеся успехи в научной деятельности, а именно:
    • являющиеся соавторами статьи, опубликованной в научных изданиях, индексируемых в WoS и Scopus, – с обязательной аффиляцией НГУ;
    • выступившие с докладом на международной научной конференции, – с обязательной аффиляцией НГУ;
    • являющиеся соавторами патента на изобретение –
в течение текущего семестра (с сентября по январь или с февраля по июнь включительно) ежемесячно получают дополнительную стипендиальную поддержку в размере от 5000 руб. и выше – по решению стипендиальной комиссии Института медицины и психологии – в зависимости от показателей успеваемости и уровня научных достижений.

Стипендиальная программа реализуется в рамках Программы повышения конкурентоспособности НГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2020 годы.

Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2018-2019 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Предмет
Победители и призёры
Обществознание
Без экзаменов
Биология
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
12
Диплом победителя (призера) Психологической олимпиады 2018/2019 учебного года, проводимой НГУ, (при приеме на направление Психология)
2 балла
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов).
Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Биология
Обществознание
Русский язык
Биология
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
100 баллов
Без экзаменов
Русский язык
Обществознание
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
БИОЛОГИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть список олимпиад.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Где работают выпускники
Выпускники психологии НГУ реализуют полученные навыки в самых разных сферах психологической деятельности: психоконсультативной, психотерапевтической, организационной, управленческой, педагогической. Подготовленные институтом специалисты работают в государственных и частных центрах по оказанию психологической, медико-социальной и реабилитационной помощи населению; в больницах общего профиля и специализированных клиниках, в отделах по работе с персоналом крупных предприятий и бизнес-учреждений, в кадровых и рекламных агентствах, в детских садах, школах, а также в высших учебных заведениях. Многие выпускники продолжают вести научно-исследовательскую деятельность в научных институтах СО РАН и РАМН: в НИИ Физиологии, НИИ Молекулярной биологии и биофизики.
Ключевые работодатели
Алёна Чичинина, '15
Магистрант МГУ


Я очень довольна своим образованием. Я получила большое количество знаний и навыков. Причём важных как для моей личной жизни, так и, безусловно, для профессионального развития. Образование очень сильно повлияло на моё мировоззрение и мироощущение. Я задала себе множество философских вопросов и пытаюсь дать для себя на них ответ, мир просто стал шире, больше, сложнее и глубже для меня. Жить и думать стало интереснее. Я всей душой полюбила некоторых преподавателей, хотела бы поддерживать с ними дальнейшие отношения как со старшими коллегами. .

Арсений Близнюк, '15
Практикующий психолог


Когда я поступал на факультет психологии, то думал только о том, что в течение следующих лет буду просто изучать интересную для себя область и получу диплом НГУ. О том, что потом можно будет работать психологом, даже и не догадывался. И вот теперь я планирую связать всю свою жизнь именно с этим предметом, успешно работаю практикующим психологом, знаю куда расти и дальше.

Читать полный отзыв

Александр Игумнов, '15
Магистрант СПбГУ


ФП НГУ раскрывает перед студентом прекрасный мир психологии, покрытый густыми джунглями непознанного, в которых каждый может научиться ориентироваться, находить солнечные поляны психологических теорий и, возможно, сделать вклад в освоении дебрей человеческой психики.
Анна Макаренко, '15
Магистрант ЭФ НГУ

Учиться на факультете психологии – очень интересно. Я получила знания из разных дисциплин. Это помогает мне ориентироваться в любых ситуациях. Стоит отметить душевную атмосферу на факультете из-за небольшого количества студентов. Очень хороший коллектив преподавателей, каждый – специалист. Получив образование на нашем факультете, вы сможете работать в различных областях жизни – преподавание, работа с детьми, работа с персоналом, консультирование и др. Главное – знать чего хочешь.
Ирина Дубинина, '15

Помимо ценных знаний и умений я приобрела новый взгляд на мир, и могу сказать с уверенностью, что факультет стал важной частью меня и моей жизни. Сфера применения полученного образования очень широка, что является несомненным плюсом, так как каждый выпускник может найти себя в любимом деле.

Ольга Ратушняк, '14

НГУ – это фундаментальные знания и творческий подход к усвоению материала. Полученные знания можно применять как в повседневной жизни, так и в ежедневной работе (особенно если работаешь с людьми). Самое ценное на моем факультете – это талантливые преподаватели, которые делятся не только знаниями, но и своим особенным виденьем, как в рамках курсов, так и в рамках спецкурсов. Ни разу не пожалела о сделанном выборе.
Олеся Рябова, '15

Если бы мне предложили вновь поступить на ФП НГУ, я бы с радостью согласилась. 4 года, проведённые в стенах университета, оставили отпечаток на всей моей жизни благодаря замечательному преподавательскому составу и душевной атмосфере родного факультета.
Алексей Шабалин, '16

На мой взгляд, уникальность факультета психологии НГУ заключается в том, что его образовательная программа позволяет студентам в равной степени эффективно приобретать как теоретические, фундаментальные знания, так и практические навыки. Однако, разумеется, нельзя свести получение качественного психологического образования исключительно к усвоению учебного материала: это ещё и изменение мировоззрения, образа мышления. Обучение на ФП НГУ предоставляет возможность по-новому взглянуть на окружающий мир и самого себя.
Анастасия Кулипанова, '15

Я очень рада, что мне посчастливилось получить образование в НГУ на факультете психологии. Сейчас я работаю менеджером по работе с персоналом, пользуясь навыками, полученными на ФП. Я благодарна своим преподавателям и одногруппникам за то, что 4 года моей учёбы оставили самые тёплые, светлые воспоминания.
Когда я поступал на факультет психологии, то думал только о том, что в течение следующих лет буду просто изучать интересную для себя область и получу диплом НГУ. О том, что потом можно будет работать психологом, даже и не догадывался. И вот теперь я планирую связать всю свою жизнь именно с этим предметом, успешно работаю практикующим психологом, знаю куда расти и дальше. Здесь я получил именно профессию. Помимо этого мне был дан сильнейший толчок к собственным изменениям, за что отдельное спасибо кафедре клинической психологии и Татьяне Петровне Пушкиной в частности. Факультет и преподаватели сформировали меня как в личностном плане, так и в профессиональном.

Изучение психологии в НГУ в разы увеличивает вашу возможность делать в жизни осознанный выбор. Комбинация научного подхода, на который делается упор, и практики – это фундамент, на котором можно построить всё, что угодно. Многие после факультета меняют область и успешно находят себя, потому что здесь они научились быстрее других осваивать новые навыки и дисциплины. Невозможно знать психологию без изучения множества смежных областей, и это создает сложность в обучении, но и результат в виде эрудиции и широкого кругозора обеспечен.

За пять лет обучения я много удивлялся, злился, чувствовал страх и потерянность, бессилие, но всё это в итоге «окупилось». В той информации, которую вам будут давать, очень легко запутаться, многое просто сбивает с толку, шокирует, но если дать себе время действительно разобраться, что к чему, то откроется удивительный мир, бездонный по своей глубине.