Общеуниверситетские факультативные курсы НГУ

Дорогие студенты, рады представить вам каталог общеуниверситетских факультативных курсов. Мы создали его для того, чтобы удовлетворить разнообразные интересы и потребности академического роста и личностного развития. Наша цель — предоставить вам возможность не просто выбирать курсы, но и находить источник вдохновения и развития. Прежде чем сделать свой выбор на предстоящий семестр, рекомендуем внимательно изучить описания курсов ниже.
Мы уверены, что вы найдете здесь не только увлекательные академические возможности, но и инструменты для развития навыков, которые будут полезны в будущей карьере и личной жизни.
Приглашаем вас присоединиться к этому захватывающему путешествию знаний!
  • Для студентов всех уровней
    Для студентов на всех уровнях обучения: от 2 курса бакалавриата и специалитета до магистратуры вне зависимости от специальности или направления обучения.
  • Новые знания
    Факультативы могут стать неотъемлемой частью вашего учебного пути, принося вам новые знания и уникальный опыт, в том числе для личностного развития.
  • Свобода выбора
    Каждый студент может изучить один факультатив за семестр, сформировав свой учебный план в соответствии с индивидуальными интересами. Форма итоговой аттестации в виде зачета делает процесс оценки доступным и прозрачным.
  • Где выбрать?
    Запись на факультативы легко осуществляется через личный кабинет студента, а информация о времени начала записи будет выслана по электронной почте.
    Расписание курсов фиксировано, и мы рекомендуем вам записываться заранее, так как количество мест ограничено.
Сертификат о прохождении обучения при успешном изучении факультатива
Все факультативы
Естественные науки
Лингвистика и коммуникация
Литература и искусство
История и культура
Устойчивое развитие
Предпринимательство
Психология
Право
Финансы
Надпрофессиональные навыки
Информационные технологии
Математика
#лингвистика и коммуникация
Эффективная письменная коммуникация в бизнес-среде
Описание факультатива

Сколько времени каждый день вы тратите на то, чтобы кому-то что-то написать? Наверное, редкий час обходится без телефона, планшета или компьютера, благодаря которым вы обсуждаете в чате группы разные учебные вопросы, переписываетесь с научным руководителем и преподавателями по электронной почте, высказываете своё мнение на различных площадках в интернете и т.д.

От качества вашего текста зависит, правильно ли вас поймут и достигнете ли вы своих целей: убедите ли потенциального работодателя в том, что вы достойны приглашения на собеседование, договоритесь ли о сотрудничестве с интересными для вас людьми, сможете ли продвинуть свой проект или продукт в соцсетях – список можно продолжать очень долго.

На курсе вы будете учиться писать именно такие – качественные – тексты, которые будут помогать вам в решении ваших учебных и профессиональных задач.

Кому подойдёт этот курс: студентам любых факультетов и специальностей.

Чему вы научитесь:
– ёмко, точно и понятно формулировать мысли и затем соединять их в единое целое так, чтобы ваш текст было легко читать;
– убедительно отстаивать свою точку зрения;
– выбирать подходящий стиль письма в зависимости от ваших целей и отношений с собеседником, соблюдать правила речевого и цифрового этикета;
– «профилактировать» речевые ошибки, которые могут исказить смысл вашего высказывания и испортить вашу деловую репутацию.

Как проходит обучение: курс предполагает 8 часов лекций и 8 часов семинаров, однако каждое занятие сочетает в себе и освещение теоретического материала, и упражнения для его отработки. Таким образом, формат занятий можно назвать тренинговым. Курс также предполагает выполнение домашних заданий – написание 5 деловых текстов после освоения соответствующих тем. Для получения зачёта необходимо выполнить минимум 3 из этих 5 заданий.
Курс проходит на русском языке.

Содержание курса:
  1. Задачи бизнеса, которые решает письменная коммуникация. Критерии эффективности данного типа коммуникации.
  2. Жанры современной деловой переписки: цели, композиция, языковые средства.
  3. Общие принципы подачи информации в тексте. Пирамидальная модель Б. Минто, аргументационная модель С. Тулмина.
  4. Стиль текста. «Рациональная эмоциональность» делового письма. Как облегчить восприятие письменного высказывания.
  5. Позитивный речевой имидж пишущего как необходимое условие успешной коммуникации.
  6. Современный русский речевой этикет и его связь с цифровым этикетом.

Расписание
Рабочая программа дисциплины
Занятия проводят
  • Алексеева Алина Алексеевна
    кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, кафедры истории, культуры и искусств ГИ НГУ. Сфера научных интересов: деловой дискурс, лингвистическая прагматика, лингвостилистика.
#лингвистика и коммуникация
Неориторика и стратегии убеждающей коммуникации
Описание факультатива:
Сколько раз возникали ситуации, когда вы не находили понимания у собеседников или попросту не были услышаны? Легко ли убедить человека согласиться с вами? Как вызывать эмпатию у слушателей, установить доверительные, дружеские отношения? Как преодолеть страх, выступая перед незнакомой аудиторией? Как быть услышанным и правильно понятым? Как наиболее убедительно позиционировать свою точку зрения, не нарушая при этом норм этикета? Как расположить к себе незнакомую, а иногда враждебно или равнодушно настроенную аудиторию и вовлечь в диалог? Какие речевые стратегии помогут говорить стройно, красиво, убедительно, уверенно? Эти и другие актуальные вопросы коммуникации будут рассмотрены на занятиях.
В рамках курса помимо теоретической базы вы будете осваивать и практику публичного выступления, которая необходима в разных сферах нашей жизни: от повседневной до официальной.


Кому подойдёт этот курс: студентам любых факультетов и специальностей.
Чему вы научитесь:
  • ясно и точно выражать свое мнение;
  • аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • находить общий язык с аудиторией, учитывая ее состав и интересы, настроение, ожидание;
  • применять вербальные и невербальные приёмы воздействия на аудиторию;
  • преодолевать коммуникативные барьеры;
  • отвечать не неудобные, сложные вопросы;
  • избегать речевых неудач, правильно выбирать нужный стиль речи;
  • подготавливать публичные выступления в разных жанрах.

Как проходит обучение: Курс предполагает 12 часов лекций и 12 часов семинаров, при этом каждое занятие сочетает в себе и освещение теоретического материала, и упражнения для его отработки. Курс также предполагает выполнение домашних заданий – подготовка публичных выступлений разного жанра. Зачёт (учитываются выступления и участие в обсуждениях).

Содержание курса:
1. Понятие эффективной речевой коммуникации. Вербальное и невербальное речевое воздействие. Манипулирование и защита от него.
2. Публичное выступление: основные требования, подготовка, структура.
3. Оратор и аудитория. Поддержание внимания аудитории в процессе выступления. Типы аудитории.
4. Виды публичных выступлений: информационное, эпидейктическое (торжественное, этикетное), убеждающее.
5. Аргументация: способы, правила, возражения.
6. Искусство ведения беседы: разновидности беседы, поведение участников, роль вопроса и комплимента.
7. Эристика – наука побеждать. О природе спора: виды, аргументы, приемы, контроль поведения.
8. Говори красиво, легко, правильно.
9. Оценка эффективности выступления.

Расписание
Занятия проводят
  • Заворина Татьяна Ивановна
    старший преподаватель кафедры истории, культуры и искусств, кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ. Сфера научных интересов: изучение русского языка в диахроническом аспекте, стилистика, риторика, культура общения в условиях вызова в современном мире, древнегреческий язык и культура Древней Греции
#лингвистика и коммуникация
Лингвокультурология
Описание факультатива: Мы расскажем вам, что это за наука, лингвокультурология. Мы каждый день сталкиваемся с культурой общества, в котором мы живем, и с языком, на котором мы разговариваем. Эти две системы сосуществуют в человеке, т.е. в нас с вами. А основная цель лингвокультурологии – объяснить, как они соотносятся друг с другом. Культура каждого народа обладает своей спецификой, которая отражается в языке. Так, названия снега, актуальные для жителей Крайнего Севера, совершенно неактуальны для жителей пустынь. А в языках жителей островных большое количество слов, связанных с морем, морскими обитателями. Мы с вами узнаем, как в картине мира отражаются особенности миропонимания носителей разных языков, а также как культура отражается во фразеологии, метафорах, сравнениях, символах и стереотипах языка носителей данной культуры. Затронем такой аспект, как положение мужчины и женщины в обществе, культуре, языке, и связанное с этим различие в мужской и женской речи. Обратим внимание на особенности невербального поведения носителей разных языков.

Кому подойдет данный курс: Любому, желающему разобраться в языке и культуре страны, носителем которой он является, а также желающему узнать о языке и культуре других стран, например, в странах Дальнего Востока. Знания, полученные в ходе данного спецкурса, помогут студентам расширить свой кругозор.

Чему вы научитесь: Вы узнаете, как язык и культура влияют на понимание окружающего мира; поймете поведение людей, говорящих на других языках, научитесь понимать, в чем отличаются языки и культура от языка и культуры, носителем которых являетесь вы, сможете интерпретировать лингвистические явления с привлечением информации о культуре народа, говорящего на данном языке.

Как проходит обучение: обучение приходит на русском языке. 32 часа аудиторных занятий (лекции), студенты могут сделать сообщения или доклады на интересующую их тему. Общее количество зачетных единиц 3. Формат проведения занятий – очный. Студентам на первом занятии выдаются темы рефератов, которые будут зачтены при прохождении зачета.

Содержание курса: История и теоретические основания лингвокультурологии. Язык. Культура. Человек. Проблемы взаимодействия языка и культуры. Описание языка с позиций лингвокультурологии. Человек и сравнения. Символ и стереотип как явления языка и культуры. Существование человека в языке и культуре.

Расписание
Занятия проводят
  • Кутафьева Наталия Витальевна
    Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры востоковедения Гуманитарного института НГУ. Сфера научных интересов: языкознание, перевод, лингвокультурология.
#Лингвистика и коммуникация
Современный русский язык (лексикология)
Описание факультатива: Думали ли вы когда-нибудь, что лингвистика – наука точная? Этот курс поможет в этом убедиться! Вы поймете, что лексический состав русского языка подчиняется строгим законам, а слово – это организм, который эволюционирует в системе языка. Мы обсудим тенденции развития русского языка, поговорим о русской семантике и лексикографии, изучим метафору и метонимию, коснемся синонимии, антонимии и омонимии, обсудим полисемию и другие интересные свойства русских слов.

Кому подойдёт этот курс: Курс будет интересен тем, кто хочет больше узнать о лексическом значении слова и его трансформациях, а также динамических процессах, происходящих в словарном составе русского языка.

Чему вы научитесь: Курс поможет формированию общей филологической культуры и навыков анализа семантической структуры отдельного слова и текста в целом.

Как проходит обучение: Занятия проводятся на русском языке в форме лекционных занятий (32 ч) с элементами практики, в конце семестра проводится устный коллоквиум, по результатам которого выставляется зачет.

Содержание курса: Слово как единица языка, внутрисловные и междусловные отношения в лексической системе русского языка. Лексическое значение слова, типология лексических значений. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения. Русская фразеология. Русская лексикография.

Расписание
Занятия проводят
  • Татьяна Ивановна Белица
    кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания Гуманитарного института НГУ. Сфера научных интересов: сопоставительная лексикология и фразеология, лексическая семантика
#литература и искусство
Литература как источник формирования исторического мифа
Название факультатива: Литература как источник формирования исторического мифа

Категория: Литература и искусство

Описание факультатива:
Знаете, что Кутузов спал на совете в Филях, а Наполеон был тщеславным и эгоистичным выскочкой? Уверены, что если бы не Д’Артаньян с друзьями, то пропала бы королева Франции? В красках представляете, как граф Дракула на ужин выпивал кровь невинных младенцев? Придется вас разочаровать: все было не так, потому что историю «создают» не только политики и историки, но и писатели, и часто свои представления о событиях и исторических личностях мы черпаем из художественных книг. Так литература формирует мифы.

Кому подойдет этот курс: Курс подойдет всем, кто интересуется историей и стремится критически взглянуть на собственные представления о ней.

Чему Вы научитесь: Думать и относиться к художественной литературе не как к историческому источнику.

Как проходит обучение: Занятия проводятся на русском языке в форме лекций (24 ч). Для получения зачета необходимо написать эссе по одной из прочитанных книг.

Содержание курса: На занятиях вы узнаете, что такое современные исторические мифы, зачем они нам нужны и какое влияние на их формирование оказывает литература. Поговорим об А. Дюма и Л.Н. Толстом, Геродоте и Б. Стокере, Ф. Купере и В. Скотте и других авторах, которые определяют наше представление о прошлом.

Расписание
Занятия проводят
  • Буднева Людмила Викторовна
    старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Гуманитарного института НГУ.
#история
История Англии
Описание факультатива: Что так манило пришельцев с континента в Британию? Что сделала Римская империя с кельтами, каким образом англо-саксы вытеснили кельтов и создали в борьбе с викингами Английское королевство? Чем английский феодализм отличался от континентальной версии? Вы узнаете, почему и каким образом аристократия и королевская власть сотнями лет жестко боролись и примирялись друг с другом. Какую цену пришлось заплатить британцам за создание империи? Почему британцы стали мировыми лидерами в развитии экономики и как упустили его? Что собой представляет динамика двухпартийной системы? Вы сможете разобраться в хитросплетении формальных и фактических правил и принципов политической организации британского общества.

Кому подойдет этот курс: Любому пытливому студенту, кто интересуется не только жизнью нашей страны, но и происходящим за ее пределами. Для освоения курса достаточно знаний из школьного курса всеобщей истории.

Чему вы научитесь: Узнаете закономерности и тенденции, разберетесь в особенностях и исключениях из правил, проявленных в ходе исторического развития Англии (Великобритании, Соединенного королевства). Поймете многое из того, что происходит в современной Британии.

Как проходит обучение: Занятия ведутся на русском языке в лекционной форме в объеме 32 часов. Для получения итогового зачета надо успешно справиться с вопросами контрольной работы.

Содержание курса: Античная эпоха в истории Британии. Кельты, Рим, англо-саксы. Специфика раннего феодализма в Англии: от Вильгельма Завоевателя до Иоаана Безземельного. «Осень Средневековья» и поздний феодализм. Война Алой и Белой Роз и становление династии Тюдоров. Революция XVII в. в Англии. Причины и последствия аграрного и промышленного переворотов. Становление и эволюция Британской империи в XVIII–XIX вв. Британия в межвоенный период 1918–1939 гг. Великобритания во 2-й пол. XX в. – начале XIX в.

Расписание
Занятия проводят
  • Куликов Сергей Петрович
    доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ. Сфера научных интересов: новейшая история стран Западной Европы, политическая история Англии и США, международные отношения, войны и вооруженные конфликты XXI в.
#история
Проблемы современной Европы и Америки
Описание факультатива: Каким образом демократия в Германии и Италии проиграла фашизму и национал-социализму? Какие факторы позволили выдержать натиск антидемократических сил в США, Великобритании и Франции? Почему возникла «холодная война»? Угрожает ли миру Третья мировая война? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам понять источники развития, выявить глубину и масштабы противоречий внутри западного мира на протяжении XX – начале XXI в.

Кому подойдет этот курс: Любому студенту, пытающемуся понять, какие процессы происходят в «евроатлантической цивилизации», каково их влияние на жизнь в других частях мира. Для освоения курса достаточно знаний, полученных в школьном курсе всеобщей истории.

Чему вы научитесь: Разберетесь в закономерностях и тенденциях развития Запада в целом и его отдельных частей. Узнаете ключевые факты из истории ведущих европейских стран и США. Сможете самостоятельно анализировать противоречивые и неоднозначные явления в жизни обществ, относящихся к «евроатлантической цивилизации».

Как проходит обучение: Занятия ведутся на русском языке в лекционной форме в объеме 32 часа. Для получения итогового зачета надо успешно справиться с вопросами контрольной работы.

Содержание курса: Становление и эволюция Версальско-Вашингтонской системы. Тоталитарные режимы в Италии и Германии. Основные тенденции политического, социально-экономического развития Великобритании, Франции и США. Крах Версальско-Вашингтонской системы и Вторая мировая война. Ключевые характеристики Ялтинско-Потсдамской системы, особенности «холодной войны». Особенности политического и социально-экономического развития стран З. Европы и США после Второй мировой войны. Международные отношения в начале XXI в.

Расписание
Занятия проводят
  • Куликов Сергей Петрович
    доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ.
    Сфера научных интересов: новейшая история стран Западной Европы, политическая история Англии и США, международные отношения, войны и вооруженные конфликты XXI в.
#история
История России: XVII–XVIII вв.
Описание факультатива: Посещая занятия, вы получите представление о том, каким путем и в каком направлении развивалась экономика России; что представлял собой российский социум и как менялась его структура; почему произошел раскол РПЦ; вследствие каких обстоятельств российский монарх не мог управлять государством без опоры на земское самоуправление; и, наконец, о том, как российское государство, чуть не исчезнувшее в Смуту начала XVII в., превратилось в мощную империю к концу следующего столетия.

Кому подойдёт этот курс: Тем, кто имеет базовые (школьные) знания по истории России и хочет расширить свой исторический кругозор, а также проявляет серьезный интерес к тому, как профессиональные историки изучают и объясняют исторические процессы.

Чему вы научитесь: Навыкам анализа исторических событий и явлений в их взаимосвязи; пониманию того, как определяются главные факторы, акторы, тренды и результаты исторического развития России в XVII–XVIII вв.

Как проходит обучение:
Занятия проводятся на русском языке в форме лекционных занятий (64 ч), в конце семестра проводится устное собеседование, по результатам которого выставляется зачет.

Содержание курса: Экономическое развитие, изменения в социальной стратификации российского общества, трансформация государственного строя России в XVII–XVIII вв.

Расписание
Занятия проводят
  • Андрей Сергеевич Зуев
    д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории ГИ НГУ. Сфера научных интересов: социальная и политическая история России XVII–XVIII вв
#история
Сибирский феномен — новосибирский Академгородок

Описание факультатива: Мы рассмотрим историю новосибирского Академгородка в направлении развития от «Золотой долины» к «Кремниевой тайге» на основе мемуаров легендарных академгородковцев. Энергия и нестандартный юмор ярких и новых форм общественной и культурной жизни, знаковые события, выходящие по своему значению за пределы региона, равно как и за рамки официально дозволенного, позволили создать здесь уникальную среду. Не случайно в 2014 г. новосибирскому Академгородку был присвоен статус достопримечательного места регионального значения.

Кому подойдёт этот курс:
Курс адресован студентам любых специальностей, интересующимся историей.

Чему вы научитесь:
Курс поможет формированию представлений об интереснейших десятилетиях второй половины XX века в стране и новосибирском Академгородке.

Как проходит обучение:
Занятия проводятся на русском языке в форме лекционных занятий (32 ч) с элементами практики, в конце семестра проводится устный коллоквиум, по результатам которого выставляется зачет.

Содержание курса:
Строительство нового городка науки, трудная и весёлая жизнь аборигенов «Золотой долины». Реальные достижения в области общественной самоорганизации: кафе-клуб «Под интегралом», Интернеделя, Маёвка, Бал неучей, Карнавал-67, «Терпсихора», креативный самиздат, творческие клубы, КВН НГУ, самодеятельная песня, стройотряды, «Дело 46», Бардовский фестиваль-68, «Новосибирский манифест». Академгородок - облик, образ, имидж. Улицы. Памятники и мемориальные доски. Умные лавочки. Научные граффити. Новые перспективы.



Расписание
Занятия проводят
  • Галина Михайловна Запорожченко
    доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН, доцент кафедры истории, культуры и искусств Гуманитарного института НГУ. Область научных интересов: сохранение и популяризация историко-культурного наследия, социокультурные процессы в современном обществе.