Общеуниверситетские факультативные курсы НГУ

Дорогие студенты, рады представить вам каталог общеуниверситетских факультативных курсов. Мы создали его для того, чтобы удовлетворить разнообразные интересы и потребности академического роста и личностного развития. Наша цель — предоставить вам возможность не просто выбирать курсы, но и находить источник вдохновения и развития. Прежде чем сделать свой выбор на предстоящий семестр, рекомендуем внимательно изучить описания курсов ниже.
Мы уверены, что вы найдете здесь не только увлекательные академические возможности, но и инструменты для развития навыков, которые будут полезны в будущей карьере и личной жизни.
Приглашаем вас присоединиться к этому захватывающему путешествию знаний!
  • Для студентов всех уровней
    Для студентов на всех уровнях обучения: от 2 курса бакалавриата и специалитета до магистратуры вне зависимости от специальности или направления обучения.
  • Новые знания
    Факультативы могут стать неотъемлемой частью вашего учебного пути, принося вам новые знания и уникальный опыт, в том числе для личностного развития.
  • Свобода выбора
    Каждый студент может изучить один факультатив за семестр, сформировав свой учебный план в соответствии с индивидуальными интересами. Форма итоговой аттестации в виде зачета делает процесс оценки доступным и прозрачным.
  • Где выбрать?
    Запись на факультативы легко осуществляется через личный кабинет студента, а информация о времени начала записи будет выслана по электронной почте.
    Расписание курсов фиксировано, и мы рекомендуем вам записываться заранее, так как количество мест ограничено.
Сертификат о прохождении обучения при успешном изучении факультатива
Все факультативы
Лингвистика и коммуникация
Литература и искусство
История
Устойчивое развитие
Предпринимательство
Психология
Право
Финансы
#лингвистика и коммуникация
Эффективная письменная коммуникация в бизнес-среде
Описание факультатива

Сколько времени каждый день вы тратите на то, чтобы кому-то что-то написать? Наверное, редкий час обходится без телефона, планшета или компьютера, благодаря которым вы обсуждаете в чате группы разные учебные вопросы, переписываетесь с научным руководителем и преподавателями по электронной почте, высказываете своё мнение на различных площадках в интернете и т.д.

От качества вашего текста зависит, правильно ли вас поймут и достигнете ли вы своих целей: убедите ли потенциального работодателя в том, что вы достойны приглашения на собеседование, договоритесь ли о сотрудничестве с интересными для вас людьми, сможете ли продвинуть свой проект или продукт в соцсетях – список можно продолжать очень долго.

На курсе вы будете учиться писать именно такие – качественные – тексты, которые будут помогать вам в решении ваших учебных и профессиональных задач.

Кому подойдёт этот курс: студентам любых факультетов и специальностей.

Чему вы научитесь:
– ёмко, точно и понятно формулировать мысли и затем соединять их в единое целое так, чтобы ваш текст было легко читать;
– убедительно отстаивать свою точку зрения;
– выбирать подходящий стиль письма в зависимости от ваших целей и отношений с собеседником, соблюдать правила речевого и цифрового этикета;
– «профилактировать» речевые ошибки, которые могут исказить смысл вашего высказывания и испортить вашу деловую репутацию.

Как проходит обучение: курс предполагает 8 часов лекций и 8 часов семинаров, однако каждое занятие сочетает в себе и освещение теоретического материала, и упражнения для его отработки. Таким образом, формат занятий можно назвать тренинговым. Курс также предполагает выполнение домашних заданий – написание 5 деловых текстов после освоения соответствующих тем. Для получения зачёта необходимо выполнить минимум 3 из этих 5 заданий.
Курс проходит на русском языке.

Содержание курса:
  1. Задачи бизнеса, которые решает письменная коммуникация. Критерии эффективности данного типа коммуникации.
  2. Жанры современной деловой переписки: цели, композиция, языковые средства.
  3. Общие принципы подачи информации в тексте. Пирамидальная модель Б. Минто, аргументационная модель С. Тулмина.
  4. Стиль текста. «Рациональная эмоциональность» делового письма. Как облегчить восприятие письменного высказывания.
  5. Позитивный речевой имидж пишущего как необходимое условие успешной коммуникации.
  6. Современный русский речевой этикет и его связь с цифровым этикетом.

Расписание
Занятия проводят
  • Алексеева Алина Алексеевна
    кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания, кафедры истории, культуры и искусств ГИ НГУ. Сфера научных интересов: деловой дискурс, лингвистическая прагматика, лингвостилистика.
#лингвистика и коммуникация
Неориторика и стратегии убеждающей коммуникации
Описание факультатива:
Сколько раз возникали ситуации, когда вы не находили понимания у собеседников или попросту не были услышаны? Легко ли убедить человека согласиться с вами? Как вызывать эмпатию у слушателей, установить доверительные, дружеские отношения? Как преодолеть страх, выступая перед незнакомой аудиторией? Как быть услышанным и правильно понятым? Как наиболее убедительно позиционировать свою точку зрения, не нарушая при этом норм этикета? Как расположить к себе незнакомую, а иногда враждебно или равнодушно настроенную аудиторию и вовлечь в диалог? Какие речевые стратегии помогут говорить стройно, красиво, убедительно, уверенно? Эти и другие актуальные вопросы коммуникации будут рассмотрены на занятиях.
В рамках курса помимо теоретической базы вы будете осваивать и практику публичного выступления, которая необходима в разных сферах нашей жизни: от повседневной до официальной.


Кому подойдёт этот курс: студентам любых факультетов и специальностей.
Чему вы научитесь:
  • ясно и точно выражать свое мнение;
  • аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • находить общий язык с аудиторией, учитывая ее состав и интересы, настроение, ожидание;
  • применять вербальные и невербальные приёмы воздействия на аудиторию;
  • преодолевать коммуникативные барьеры;
  • отвечать не неудобные, сложные вопросы;
  • избегать речевых неудач, правильно выбирать нужный стиль речи;
  • подготавливать публичные выступления в разных жанрах.

Как проходит обучение: Курс предполагает 12 часов лекций и 12 часов семинаров, при этом каждое занятие сочетает в себе и освещение теоретического материала, и упражнения для его отработки. Курс также предполагает выполнение домашних заданий – подготовка публичных выступлений разного жанра. Зачёт (учитываются выступления и участие в обсуждениях).

Содержание курса:
1. Понятие эффективной речевой коммуникации. Вербальное и невербальное речевое воздействие. Манипулирование и защита от него.
2. Публичное выступление: основные требования, подготовка, структура.
3. Оратор и аудитория. Поддержание внимания аудитории в процессе выступления. Типы аудитории.
4. Виды публичных выступлений: информационное, эпидейктическое (торжественное, этикетное), убеждающее.
5. Аргументация: способы, правила, возражения.
6. Искусство ведения беседы: разновидности беседы, поведение участников, роль вопроса и комплимента.
7. Эристика – наука побеждать. О природе спора: виды, аргументы, приемы, контроль поведения.
8. Говори красиво, легко, правильно.
9. Оценка эффективности выступления.

Расписание
Занятия проводят
  • Заворина Татьяна Ивановна
    старший преподаватель кафедры истории, культуры и искусств, кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ. Сфера научных интересов: изучение русского языка в диахроническом аспекте, стилистика, риторика, культура общения в условиях вызова в современном мире, древнегреческий язык и культура Древней Греции
#Лингвистика и коммуникация
Современный русский язык (лексикология)
Описание факультатива: Думали ли вы когда-нибудь, что лингвистика – наука точная? Этот курс поможет в этом убедиться! Вы поймете, что лексический состав русского языка подчиняется строгим законам, а слово – это организм, который эволюционирует в системе языка. Мы обсудим тенденции развития русского языка, поговорим о русской семантике и лексикографии, изучим метафору и метонимию, коснемся синонимии, антонимии и омонимии, обсудим полисемию и другие интересные свойства русских слов.

Кому подойдёт этот курс: Курс будет интересен тем, кто хочет больше узнать о лексическом значении слова и его трансформациях, а также динамических процессах, происходящих в словарном составе русского языка.

Чему вы научитесь: Курс поможет формированию общей филологической культуры и навыков анализа семантической структуры отдельного слова и текста в целом.

Как проходит обучение: Занятия проводятся на русском языке в форме лекционных занятий (32 ч) с элементами практики, в конце семестра проводится устный коллоквиум, по результатам которого выставляется зачет.

Содержание курса: Слово как единица языка, внутрисловные и междусловные отношения в лексической системе русского языка. Лексическое значение слова, типология лексических значений. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения. Русская фразеология. Русская лексикография.

Расписание
Занятия проводят
  • Татьяна Ивановна Белица
    кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания Гуманитарного института НГУ. Сфера научных интересов: сопоставительная лексикология и фразеология, лексическая семантика
#литература и искусство
Литература как источник формирования исторического мифа
Название факультатива: Литература как источник формирования исторического мифа

Категория: Литература и искусство

Описание факультатива:
Знаете, что Кутузов спал на совете в Филях, а Наполеон был тщеславным и эгоистичным выскочкой? Уверены, что если бы не Д’Артаньян с друзьями, то пропала бы королева Франции? В красках представляете, как граф Дракула на ужин выпивал кровь невинных младенцев? Придется вас разочаровать: все было не так, потому что историю «создают» не только политики и историки, но и писатели, и часто свои представления о событиях и исторических личностях мы черпаем из художественных книг. Так литература формирует мифы.

Кому подойдет этот курс: Курс подойдет всем, кто интересуется историей и стремится критически взглянуть на собственные представления о ней.

Чему Вы научитесь: Думать и относиться к художественной литературе не как к историческому источнику.

Как проходит обучение: Занятия проводятся на русском языке в форме лекций (24 ч). Для получения зачета необходимо написать эссе по одной из прочитанных книг.

Содержание курса: На занятиях вы узнаете, что такое современные исторические мифы, зачем они нам нужны и какое влияние на их формирование оказывает литература. Поговорим об А. Дюма и Л.Н. Толстом, Геродоте и Б. Стокере, Ф. Купере и В. Скотте и других авторах, которые определяют наше представление о прошлом.

Расписание
Занятия проводят
  • Буднева Людмила Викторовна
    старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Гуманитарного института НГУ.
#история
История Англии
Описание факультатива: Что так манило пришельцев с континента в Британию? Что сделала Римская империя с кельтами, каким образом англо-саксы вытеснили кельтов и создали в борьбе с викингами Английское королевство? Чем английский феодализм отличался от континентальной версии? Вы узнаете, почему и каким образом аристократия и королевская власть сотнями лет жестко боролись и примирялись друг с другом. Какую цену пришлось заплатить британцам за создание империи? Почему британцы стали мировыми лидерами в развитии экономики и как упустили его? Что собой представляет динамика двухпартийной системы? Вы сможете разобраться в хитросплетении формальных и фактических правил и принципов политической организации британского общества.

Кому подойдет этот курс: Любому пытливому студенту, кто интересуется не только жизнью нашей страны, но и происходящим за ее пределами. Для освоения курса достаточно знаний из школьного курса всеобщей истории.

Чему вы научитесь: Узнаете закономерности и тенденции, разберетесь в особенностях и исключениях из правил, проявленных в ходе исторического развития Англии (Великобритании, Соединенного королевства). Поймете многое из того, что происходит в современной Британии.

Как проходит обучение: Занятия ведутся на русском языке в лекционной форме в объеме 32 часов. Для получения итогового зачета надо успешно справиться с вопросами контрольной работы.

Содержание курса: Античная эпоха в истории Британии. Кельты, Рим, англо-саксы. Специфика раннего феодализма в Англии: от Вильгельма Завоевателя до Иоаана Безземельного. «Осень Средневековья» и поздний феодализм. Война Алой и Белой Роз и становление династии Тюдоров. Революция XVII в. в Англии. Причины и последствия аграрного и промышленного переворотов. Становление и эволюция Британской империи в XVIII–XIX вв. Британия в межвоенный период 1918–1939 гг. Великобритания во 2-й пол. XX в. – начале XIX в.

Расписание
Занятия проводят
  • Куликов Сергей Петрович
    доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ. Сфера научных интересов: новейшая история стран Западной Европы, политическая история Англии и США, международные отношения, войны и вооруженные конфликты XXI в.
#история
Проблемы современной Европы и Америки
Описание факультатива: Каким образом демократия в Германии и Италии проиграла фашизму и национал-социализму? Какие факторы позволили выдержать натиск антидемократических сил в США, Великобритании и Франции? Почему возникла «холодная война»? Угрожает ли миру Третья мировая война? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам понять источники развития, выявить глубину и масштабы противоречий внутри западного мира на протяжении XX – начале XXI в.

Кому подойдет этот курс: Любому студенту, пытающемуся понять, какие процессы происходят в «евроатлантической цивилизации», каково их влияние на жизнь в других частях мира. Для освоения курса достаточно знаний, полученных в школьном курсе всеобщей истории.

Чему вы научитесь: Разберетесь в закономерностях и тенденциях развития Запада в целом и его отдельных частей. Узнаете ключевые факты из истории ведущих европейских стран и США. Сможете самостоятельно анализировать противоречивые и неоднозначные явления в жизни обществ, относящихся к «евроатлантической цивилизации».

Как проходит обучение: Занятия ведутся на русском языке в лекционной форме в объеме 32 часа. Для получения итогового зачета надо успешно справиться с вопросами контрольной работы.

Содержание курса: Становление и эволюция Версальско-Вашингтонской системы. Тоталитарные режимы в Италии и Германии. Основные тенденции политического, социально-экономического развития Великобритании, Франции и США. Крах Версальско-Вашингтонской системы и Вторая мировая война. Ключевые характеристики Ялтинско-Потсдамской системы, особенности «холодной войны». Особенности политического и социально-экономического развития стран З. Европы и США после Второй мировой войны. Международные отношения в начале XXI в.

Расписание
Занятия проводят
  • Куликов Сергей Петрович
    доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института НГУ.
    Сфера научных интересов: новейшая история стран Западной Европы, политическая история Англии и США, международные отношения, войны и вооруженные конфликты XXI в.
#история
История России: XVII–XVIII вв.
Описание факультатива: Посещая занятия, вы получите представление о том, каким путем и в каком направлении развивалась экономика России; что представлял собой российский социум и как менялась его структура; почему произошел раскол РПЦ; вследствие каких обстоятельств российский монарх не мог управлять государством без опоры на земское самоуправление; и, наконец, о том, как российское государство, чуть не исчезнувшее в Смуту начала XVII в., превратилось в мощную империю к концу следующего столетия.

Кому подойдёт этот курс: Тем, кто имеет базовые (школьные) знания по истории России и хочет расширить свой исторический кругозор, а также проявляет серьезный интерес к тому, как профессиональные историки изучают и объясняют исторические процессы.

Чему вы научитесь: Навыкам анализа исторических событий и явлений в их взаимосвязи; пониманию того, как определяются главные факторы, акторы, тренды и результаты исторического развития России в XVII–XVIII вв.

Как проходит обучение:
Занятия проводятся на русском языке в форме лекционных занятий (64 ч), в конце семестра проводится устное собеседование, по результатам которого выставляется зачет.

Содержание курса: Экономическое развитие, изменения в социальной стратификации российского общества, трансформация государственного строя России в XVII–XVIII вв.

Расписание
Занятия проводят
  • Андрей Сергеевич Зуев
    д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории ГИ НГУ. Сфера научных интересов: социальная и политическая история России XVII–XVIII вв
#история
Сибирский феномен — новосибирский Академгородок

Описание факультатива: Мы рассмотрим историю новосибирского Академгородка в направлении развития от «Золотой долины» к «Кремниевой тайге» на основе мемуаров легендарных академгородковцев. Энергия и нестандартный юмор ярких и новых форм общественной и культурной жизни, знаковые события, выходящие по своему значению за пределы региона, равно как и за рамки официально дозволенного, позволили создать здесь уникальную среду. Не случайно в 2014 г. новосибирскому Академгородку был присвоен статус достопримечательного места регионального значения.

Кому подойдёт этот курс:
Курс адресован студентам любых специальностей, интересующимся историей.

Чему вы научитесь:
Курс поможет формированию представлений об интереснейших десятилетиях второй половины XX века в стране и новосибирском Академгородке.

Как проходит обучение:
Занятия проводятся на русском языке в форме лекционных занятий (32 ч) с элементами практики, в конце семестра проводится устный коллоквиум, по результатам которого выставляется зачет.

Содержание курса:
Строительство нового городка науки, трудная и весёлая жизнь аборигенов «Золотой долины». Реальные достижения в области общественной самоорганизации: кафе-клуб «Под интегралом», Интернеделя, Маёвка, Бал неучей, Карнавал-67, «Терпсихора», креативный самиздат, творческие клубы, КВН НГУ, самодеятельная песня, стройотряды, «Дело 46», Бардовский фестиваль-68, «Новосибирский манифест». Академгородок - облик, образ, имидж. Улицы. Памятники и мемориальные доски. Умные лавочки. Научные граффити. Новые перспективы.



Расписание
Занятия проводят
  • Галина Михайловна Запорожченко
    доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН, доцент кафедры истории, культуры и искусств Гуманитарного института НГУ. Область научных интересов: сохранение и популяризация историко-культурного наследия, социокультурные процессы в современном обществе.

#история
Традиционная медицина Востока

Описание факультатива: Курс направлен на изучение истории и особенностей традиционной медицины Востока в ее связи с философией и мировоззрением Востока. Вы познакомитесь с целительными традициями и духовно-телесными практиками в культурах Индии, Центральной Азии, Тибета и Китая. Многие из них востребованы в оздоровительных центрах России, что говорит об их большом адаптивном потенциале.

Кому подойдёт этот курс: Курс подойдет всем, кто готов к восприятию новой информации, кто готов выйти за пределы привычного образа мышления и стиля жизни.

Чему вы научитесь: Вы освоите информацию по истории медицины Востока и начнете формировать привычку позитивного мышления, что является залогом здоровья и благополучия, а также изучите базовые приемы цигуна.

Как проходит обучение: Занятия проводятся на русском языке. Обучение проходит в форме лекций (32 ч) с элементами практики. Для получения зачета в конце обучения проводится тестирование.

Содержание курса: Медицина как часть культуры традиционного Востока. Основные мировые медицинские системы: аюрведическая, центральноазиатская, тибетская, китайская. Особенности традиционной китайской медицины (ТКМ). Влияние ТКМ на развитие медицины в Корее и Японии, изучение ТКМ в Европе и России. Медицинский цигун как психофизиологическая гимнастика, основанная на китайском мировоззрении, культуре, теории и практике ТКМ.

Расписание
Занятия проводят
  • Елена Эдмундовна Войтишек,
    д-р ист. н., профессор, зав. кафедрой востоковедения ГИ НГУ.
    Сфера научных интересов: культурная антропология и искусство стран Восточной Азии
  • Сергей Александрович Комиссаров
    канд. ист. наук, профессор кафедры востоковедения ГИ НГУ. Сфера научных интересов: археология, культура и этнология Китая
  • Александр Владимирович Твердохлебов
    врач-рефлексотерапевт, инструктор по цигуну и тайцзицюань, преподаватель Сибирского института интегративной медицины «ЛИ ВЕСТ».
#литература и искусство
Психофизиология музыки: влияние музыки на эмоции и сознание человека
Описание факультатива:
Курс объединяет в себе такие научные области, как музыковедение, психология, психология искусства, эстетика, психология музыки.
Основные вопросы, на которые будет обращено внимание на курсе:
- Как музыка воздействует на человека?
- Как мы воспринимаем музыку? (Способы и уровни восприятия и понимания музыки)
- Как сам человек, в единстве физического, эмоционального и духовного, претворяется в музыке? (В устроении её музыкального языка, в музыкальной интонации)

Кому подойдёт этот курс: Для освоения курса достаточно знаний и умений, полученных в средней общеобразовательной школе. Содержание курса помогает развитию логического и образного мышления.

Чему вы научитесь: Вы сможете лучше понять природу человека через понимание психофизиологической природы музыки, а также вы сможете увидеть, как психофизиологическое начало в музыке преображается в духовную природу (в исполнении музыки и её восприятии).

Как проходит обучение: Обучение проходит на русском языке. Курс включает в себя лекционные и семинарские занятия, диалог-беседу, творческие задания, слушание музыки. Для сдачи итогового зачёта нужно посещать курс, участвуя в диалогах-беседах о музыке, которые на нём проводятся. Вид промежуточной аттестации – зачёт.

Содержание курса:
Музыка как вид искусства. Музыкальный образ
Музыкальная психология как наука
Теория аффектов в музыке. Теория музыкальных эмоций
Об эмоциональном и духовном в содержании музыке
Психоакустика звука. Психофизиология восприятия музыкальных звучаний
Восприятие музыки и музыкальное мышление
Способы и уровни восприятия и понимания музыки
Психология восприятия времени в музыке

Расписание
Занятия проводит
  • Гусева Елена Семеновна
    кандидат искусствоведения, музыковед, доцент кафедры истории, культуры и искусств ГИ НГУ