Студенты-геологи в ходе обучения выбирают один их двух следующих подпрофилей: историческая геология и палеонтология или общая и региональная геология.
Студенты первого подпрофиля учатся работать с ископаемыми останками животных, растений, микроорганизмов, определяют возрасты слоистых горных пород, становятся специалистами в области истории Земли, ее происхождения и эволюции жизни. Палеонтологи исследуют древние формы жизни, географические и климатические условия их обитания, а также образуемые ими горные породы; а самые первые виды организмов исследуются через отпечатки и следы их жизнедеятельности.
Студенты этого подпрофиля приходят к тесному пониманию взаимодействия биосферы с геосферами, а также циклами и процессами, протекающими на нашей планете. Так как природные циклы коррелируют с геологическими, изучение древней жизни очень важно, например, для понимания современного климата. Без исторических геологов и палеонтологов не существовало бы современной геологии как науки, поскольку именно на основе палеонтологических данных создана общая шкала геологического времени и стало возможным создание геологических карт. Понимание условий существования и захоронения живых организмов делает специалистов этого подпрофиля весьма востребованными в области разведки углеводородов, ведь они могут описать условия образования горных пород, в том числе нефтегазоматеринских, из которых состоят месторождения.
Студент подпрофиля общей и региональной геологии занимается широким кругом задач. Объектами исследования могут стать как небольшое рудопроявление, так и целый континент или горная цепь. Геологи изучают древние речные системы, следы недавних землетрясений и глобальных оледенений, строение древнейших и современных вулканов, рельеф и его связь с геологическим строением, движение и взаимодействие литосферных плит, деформации земной коры, причины роста гор и распада суперконтинентов. Широко используя в работе детальные описания обнажений геологических структур, космические снимки поверхности Земли и данные бурения, студенты-геологи могут разобраться в самой сложной геологической ситуации. Они могут определить типы горных пород, их вероятный возраст, каким образом они формировались, и нарисовать геологическую карту местности, которая будет интерпретацией, понятной для каждого специалиста.
Такой выпускник, способный восстановить последовательность геологических событий, их причины и следствия, востребован в любой как научной, так и отраслевой организации. Помимо научной деятельности, геолог может руководить разработкой месторождения, исследуя рудные тела, и делать выводы о том, в каком направлении следует их дальше вскрывать; или, исследуя россыпь и ее расположение, определять, где находится месторождение-источник. Геолог может руководить экспедицией, занимающейся комплексным картированием и поисковыми работами. Выпускники этого подпрофиля также легко находят себе применение в организациях, работающих с геоинформацонными системами и данными дистанционного зондирования Земли.