Механико-математический факультет

Студент Механико-математического факультета учится преобразовывать свои разрозненные мысли в четко структурированные рассуждения, обладающие достаточной логической стройностью.
Этот феномен называют «переустановкой операционной системы», в результате которой студент приобретает уникальный навык думать головой, а именно:
самостоятельно анализировать и обрабатывать необходимую информацию и вычленять существенное из её гигантского объема, искать решения проблем эвристическими методами, чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, блестяще аргументировать свою позицию по любому вопросу, планировать, целеполагать и целедостигать, рефлексировать.
Этим и известен выпускник Матфака, из-за этого его радушно
принимают в любой профессиональной сфере.
59% выпускников работают в IT-индустрии

по данным внутреннего мониторинга НГУ

Почему именно Механико-математический факультет НГУ?

Направления подготовки
На Механико-математическом факультете есть четыре направления: «Математика», «Математика и компьютерные науки», «Прикладная математика и информатика» и «Механика и математическое моделирование». Учебный план построен таким образом, чтобы в течение первых двух лет студент спокойно занимался изучением базовых дисциплин и постепенно приходил к пониманию того, чем он хочет заниматься. Дело в том, что выбор, сделанный в пользу какого-либо направления, не ограничивает студента: у него есть возможность заниматься любой областью математики на старших курсах. Первые два года программа одинакова для каждого, дифференциация происходит на третьем курсе. К тому времени студент-механик может осознать, что хочет заниматься дискретной оптимизацией, и перевестись на направление «Математика и компьютерные науки», и наоборот.

Кроме того, современные запросы общества приводят к появлению таких областей математики, как, например, биоинформатика — область на стыке комбинаторной математики, информатики, механики и чистой математики. Таким образом, если студент собирается заниматься актуальной проблемой с высоким уровнем математической междисциплинарности, то разделение на четыре направления для него носит слегка условный характер.
Математика
Математика и компьютерные науки
Прикладная математика и информатика
Механика и математическое моделирование
С одной стороны, студенты направления «Математика» формируют математическую элиту нашей страны. Это математики-исследователи, то есть люди, призванные обеспечить дальнейшее развитие самой математики. Каждый год всемирно известные научно-исследовательские центры России и мира пополняются выпускниками, прошедшими в нашем университете путь «студент — магистрант — аспирант — кандидат наук».

С другой стороны, выпускники направления «Математика» — это фундаментально образованные люди, способные к самостоятельному научному творчеству, хорошо умеющие применять математические методы в приложениях. Геометры и топологи, например, могут заниматься вычислительной топологией: решать прикладные задачи, связанные с компьютерным моделированием, компьютерной графикой и визуализацией. Специалисты в области теории чисел, которая на первый взгляд также кажется исключительно теоретической, занимаются криптографией, то есть методами защиты информации, целостностью данных и проверкой подлинности авторства или иных свойств объекта. Самым ярким примером того, что чистая математика необходима в прикладных вопросах, является теория вероятностей и математическая статистика. Специалисты в этой области занимаются теорией анализа рисков страховых компаний, теорией массового обслуживания и так далее.

Таким образом, выпускники направления «Математика» востребованы в любых областях, использующих математические методы и вычислительные технологии, а также в научно-исследовательских центрах и образовательных учреждениях.

Студенты направления «Математика» занимаются

  • алгеброй и теорией чисел;
  • математической логикой и основаниями математики;
  • теорией вероятностей и математической статистикой;
  • математическим и функциональным анализом;
  • геометрией и топологией;
  • дифференциальными уравнениями и уравнениями математической физики;
  • теорией вычислимости и теорией алгоритмов.
Современная математика и компьютерные науки имеют жизненно важное значение для индустрии высоких технологий: чем сложнее задача реального мира, тем сложнее ее математическая модель, исследуя которую аналитически, математики предлагают методы решения исходной задачи, в том числе алгоритмические. В свою очередь надежная и эффективная реализация алгоритмов требует глубокого понимания свойств вычислительных систем и способов работы с ними. Это понимание у выпускников «Математики и компьютерных наук» есть.

На этом направлении студенты занимаются

  • биоинформатикой;
  • теорией кодирования;
  • теорией и приложениями баз данных и информационных систем;
  • теорией и практикой параллельного программирования;
  • дискретной оптимизацией;
  • теорией графов;
  • прикладной и компьютерной алгеброй;
  • проектированием;
  • анализом и программным обеспечением вычислительных систем различной сложности;
  • фундаментальной и прикладной логикой;
  • теоретической информатикой.
Если на направлении «Математика и компьютерные науки» студенты изучают программы и средства работы с ними, то на «Прикладной математике и информатике» важна предметная область. Простой пример: если абитуриенту нравится писать программы в некоторой среде разработки программного обеспечения, он легко найдет себе применение на «Прикладной математике и информатике». Но если абитуриент хочет создать новую среду разработки программного обеспечения, ему больше подойдет «Математика и компьютерные науки».

На направлении «Прикладная математика и информатика» занимаются

  • разработкой эффективных вычислительных алгоритмов в различных областях математики;
  • применением высокопроизводительных вычислительных систем в задачах обработки больших массивов данных (эффективная реализация вычислительных алгоритмов, создание распределенных информационных систем, например, обрабатывающих спутниковые данные);
  • вычислительными методами для задач большой размерности (вычислительная аэродинамика, моделирование физических полей, перенос частиц в сплошных средах и т.д.);
  • математическими методами обработки информации и применением их в задачах принятия решений и управления (обработка сигналов, в том числе аудио и видео, распознавание образов, системы управления, например, обработка данных позиционирования GPS/ГЛОНАСС);
  • применением вероятностно-статистических методов в научно-технических задачах (методы Монте-Карло в моделировании физических и химических процессов, дискретно-стохастические методы численного анализа);
  • математической экономикой (анализ финансовых рынков, оценки банковских и страховых рисков, оптимальное экономическое управление предприятиями и отраслями);
  • моделированием природных и техногенных катастроф (землетрясения, цунами, математические модели в экологии);
  • разработкой программного обеспечения для программно-аппаратных комплексов управления (бортовые компьютеры, управление технологическими процессами и установками).
На «Механике и математическом моделировании» занимаются

  • численными методами механики сплошной среды;
  • гемодинамикой — изучением свойств движения крови в организме;
  • применением математических методов и математического моделирования в научных исследованиях;
  • механикой жидкостей, газа и плазмы (судостроение, авиастроение, космические полеты);
  • механикой твердого тела (механика композитов, механика геоматериалов, теория упругости, теория трещин);
  • исследованием процессов переноса в условиях микрогравитации и в микромасштабах;
  • моделированием движений с фазовыми переходами;
  • теорией тепловой гравитационной и термокапиллярной конвекции;
  • течениями в пористых средах (добыча нефти и газа);
  • динамикой вязко-пластической жидкости (бурение скважин, лавины);
  • численным моделированием взаимодействия упругих конструкций с жидкостью (взаимодействие волн и, например, мостов).
Стипендиальные
программы для
первокурсников
Для поступивших по результатам
олимпиад или с высокими баллами ЕГЭ
Обучение
В течение первых двух курсов студенты всех направлений обучаются по единой программе и получают фундаментальное математическое образование, а на 3–4 курсах, в зависимости от выбранной специализации, обучение ведется по одному из четырех направлений подготовки. Студент 3–4 курса проходит производственную и научно-исследовательскую практики на базе институтов СО РАН и частных компаний.
Дисциплины
Гуманитарные и общеобразовательные дисциплины

История России; Философия; Экономические теории; Альтернативные гуманитарные спецкурсы; Альтернативный курс по философии; Альтернативный курс по экономике

Общематематические дисциплины

Математический анализ; Высшая алгебра; Аналитическая геометрия; Математическая логика; Теоретическая механика; Дифференциальные уравнения; Математическое моделирование; Теория вероятностей; Математическая статистика; Функциональный анализ; Методы оптимизации


Профессиональные дисциплины

Математика

Механика сплошных сред; Теория Галуа; Исследование операций; Топологические пространства; Оптимальное управление; Риманова геометрия

Математика и компьютерные науки

Графы и алгоритмы; Основы теории информации и криптографии; Теория параллельных систем; Теория формальных языков и автоматов; Теория Галуа; Дискретные задачи теории принятия решений; Теория программирования

Прикладная математика и информатика

Механика сплошных сред; Системное и прикладное программное обеспечение; Численный анализ; Методы Монте-Карло; Теория программирования

Механика и математическое моделирование

Механика сплошных сред; Системное и прикладное программное обеспечение; Математические модели механики сплошных сред; Групповой анализ дифференциальных уравнений; Механика разрушений; Волны в сплошной среде

Программирование и методы вычислений

Основы работы на ЭВМ; Программирование; Вычислительные методы линейной алгебры; Вычислительный практикум; Методы вычислений

Иностранный язык

Английский язык

Практика

Учебная практика; Производственная практика

1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
В течение первых двух курсов студенты всех направлений обучаются по единой программе, в которую входят следующие дисциплины.
В течение первых двух курсов студенты всех направлений обучаются по единой программе, в которую входят следующие дисциплины.
Этот курс слушают студенты направления «Математика»
Этот курс слушают студенты направления «Математика и компьютерные науки»
Этот курс слушают студенты направления «Прикладная математика и информатика»
Этот курс слушают студенты направления «Механика и математическое моделирование»
Если ничего не указано, то данный курс читается для всех студентов факультета.
Годовой курс функционального анализа, предлагаемый студентам на третьем курсе, посвящён изучению бесконечномерных пространств, элементами которых не обязательно являются числа. Функциональный анализ находит применение в математической физике, теории управления и оптимизации, теории вероятностей, математической статистике, теории случайных процессов и других областях.
В первом семестре третьего курса читается курс теории вероятностей, а во втором семестре — математической статистики. Целью курса теории вероятностей является выработка у студентов навыков использования вероятностных методов при решении математических задач. Целью курса математической статистики является выработка у студентов правильного взгляда на статистические закономерности и навыков использования статистических правил и процедур в практических задачах.
В течение всего третьего курса читаются методы вычислений. Данная дисциплина обучает студентов теоретическим основам и практическим методам приближенного решения задач математической физики, свойствам этих методов и их особенностям, таким как, например, обеспечение гарантированной точности вычислений, без которой надежность вычислений была бы под вопросом.
Годовой курс уравнений математической физики позволит студентам сформировать представление об основных разделах современной теории уравнений с частными производными. Знания данного предмета необходимы для проведения исследований по тем направлениям современной математики, в которых активно используются уравнения, включающие производные по нескольким переменным.
Во втором семестре третьекурсник изучает методы оптимизации — курс, который позволит студенту ознакомиться с теорией и численными методами решения основных типов экстремальных задач, а также разовьет у студентов практические навыки по постановке и решению таких задач.
В течение года третьекурсник изучает механику сплошных сред: жидкости и газы. Во втором семестре третьего курса и первом семестре четвёртого курса читается механика сплошных сред: твёрдое тело. В механике сплошных сред разрабатываются методы сведения механических задач к математическим, многие из которых к третьему курсу студенты умеют решать.
Во втором семестре третьего курса студенты знакомятся с теорией параллельных систем. Методы теории параллелизма можно успешно применять в самых различных областях: знание основ этой теории становится обязательным для специалистов по вычислительной технике, системному анализу, программированию.
Системное и прикладное программное обеспечение — это семестровый курс, при изучении которого студент познакомится с принципами функционирования операционных систем, сервисных и прикладных программ.
Семестровый курс, посвящённый графам и алгоритмам, предлагается студентам в первом семестре третьего курса. Мотивация к изучению данного предмета заключается в том, что с помощью графов могут быть описаны многие структуры, представляющие практический интерес в математике и информатике.
Введение в механику сплошных сред ставит своей целью достижение студентами понимания концептуального единства математических моделей теории упругости и пластичности, гидродинамики идеальной и вязкой жидкостей, а также газовой динамики, при всем имеющемся их разнообразии в конкретных разделах механики сплошных сред.
Курс под названием «Основы теории информации и криптографии» читается во втором семестре третьего курса. В программу курса входят различные методы кодирования информации, методы криптоанализа и так далее. Практическое применение криптографии легко можно пронаблюдать в жизни современного общества — её используют в электронной коммерции, электронном документообороте, телекоммуникации.
Теория формальных языков и автоматов — это семестровый курс, который ставит своей целью усвоение студентами понятий, связанных с формальными языками, их распознаванием и обработкой, развивает теоретические и практические навыки в работе с формальными языками. Материалы курса позволят студентам решать задачи, встречающиеся в проектировании и реализации программных проектов, направленных на построение компиляторов и других средств обработки формальных языков.
Этот курс слушают студенты направления «Математика»
Этот курс слушают студенты направления «Математика и компьютерные науки»
Этот курс слушают студенты направления «Прикладная математика и информатика»
Этот курс слушают студенты направления «Механика и математическое моделирование»
Если ничего не указано, то данный курс читается для всех студентов факультета.
Годовой курс физики охватывает основы современной физики, такие как электродинамика, квантовая физика и др., включая фундаментальные понятия и представления о современной физической картине мира.
Семестровый курс гражданской обороны включает в себя ряд вопросов: методы защиты от опасностей, инструкции по поведению в той или иной ситуации, угрожающей жизни и здоровью
Курс под названием «Экономические теории» является классическим. Четверокурсник получит представление об экономическом вокабуляре и познакомится с рядом известных экономических теорий.
Прикладной функциональный анализ — курс, в некотором смысле продолжающий годовой курс функционального анализа, читаемый третьекурсникам.
Цель курса исследование операций — дать представление студентам о принципах и методах математического моделирования народнохозяйственных, социальных и военных процессов, познакомить с основными типами задач исследования операций и методами их решения для практического применения.
Теория Галуа — курс, предназначенный для студентов четвертого курса, в котором углубляется и расширяется аппарат теории групп, который даёт единый элегантный подход к решению как некоторых классических, так и новых задач.
Четверокурсник прослушает полугодовой курс теории программирования. Студент изучит вопросы о том, что лежит в основе компьютеров и языков программирования, а также организации процессов вычислений.
Топологические пространства — это полугодовой курс, предлагаемый в первом семестре четвёртого курса. Понятие топологического пространства можно рассматривать как обобщение понятия геометрической фигуры. Топологические пространства возникают естественно почти во всех разделах математики.
Оптимальное управление читается в течение семестра. Задачи оптимального управления рассматриваются как задачи математического программирования и в таком виде решаются численными методами.
В течение четвёртого курса студенты изучают риманову геометрию, которая является многомерным обобщением геометрии на поверхности.
Теория расписаний занимается проблемами упорядочения. Ставится задача дискретной оптимизации: построить расписание, минимизирующее, например, время выполнения или стоимость работ. Расписание — это указание, на каких машинах и в какое время должны выполняться работы.
Дисциплина под названием «Дискретные задачи теории принятия решений» имеет своей целью дать студентам специальную подготовку, которую они смогут эффективно применять при реализации различных проектов, связанных с оптимизацией производственных процессов при стратегическом планировании, управлении запасами, составлении расписаний, размещении пунктов производства и других.
Курс численного анализа имеет своей целью освоение студентами современных тенденций развития теории численных методов решения уравнений, которые находят широкое применение при решении задач вычислительной и индустриальной математики, а также при моделировании процессов и явлений во многих актуальных приложениях.
Курс методы Монте-Карло отражает основы теории и приложений методов численного статистического моделирования. Алгоритмы метода Монте-Карло допускают относительно несложное и весьма эффективное распараллеливание для осуществления содержательных вычислений на современных суперкомпьютерах.
Математические модели механики сплошных сред — курс, посвящённый вопросам построения математических моделей механики сплошной среды для решения физических задач.
Групповой анализ дифференциальных уравнений, предлагаемый студентам в первом семестре четвёртого курса, демонстрирует общность различных моделей сплошной среды и обучает использованию различных приближений для рассматриваемой задачи.
Курс методов вычислений (дополнительные главы) охватывает основные методы и подходы, применяющиеся для численного решения многомерных уравнений математической физики, а также вопросы исследования свойств и особенностей реализации этих алгоритмов на ЭВМ.
Целью курса механики разрушений является усвоение студентами понятий, моделей и методов исследования задач механики деформируемого твёрдого тела для их применения к анализу и оценке прочности реальных элементов конструкций в реальных условиях эксплуатации.
Полугодовой курс, посвящённый волнам в сплошной среде, читается во втором семестре четвёртого курса.
Курс под названием «Базы данных и экспертные системы» охватывает круг вопросов, связанных с теоретическими основами, проектированием и разработкой баз данных, а также с изучением основных моделей и средств представления знаний, разработкой экспертных систем и систем, основанных на знаниях
Математика
Математика и компьютерные науки
Прикладная математика и информатика
Механика и математическое моделирование
63 500
рублей в семестр*
Математика

Информатика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
45
3
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
238
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
63 500
рублей в семестр*
Математика

Информатика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
56
8
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
241
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
63 500
рублей в семестр*
Математика

Информатика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
75
8
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
242
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
63 500
рублей в семестр*
Математика

Физика

Русский язык
Места
Стоимость
Экзамены
45
8
Бюджет
Платные
Проходной балл в 2018 году
242
*Стоимость указана за 2018-2019 уч. год
Олимпиады и индивидуальные достижения

Поступление без экзаменов по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Баллы победителям олимпиад школьников в 2017-2018 уч. году
Дополнительные баллы за индивидуальные достижения
Предмет
Победители и призёры
Математика
Без экзаменов
Информатика/Физика*
Без экзаменов
Русский язык
100 баллов
*При поступлении на направления «Математика», «Математика и компьютерные науки» и «Прикладная математика и информатика» учитываются результаты олимпиад по информатике, на направление «Механика и математическое моделирование» — по физике.
Результаты Всероссийской олимпиады школьников действительны в течение 4-х лет (за 8, 9, 10 и 11 класс)
Предмет олимпиады
Предмет вступительных экзаменов
Математика
Информатика/Физика*
Математика
Информатика/Физика*
Диплом I степени олимпиады
Диплом II степени олимпиады
Диплом III степени олимпиады
I уровень
I уровень
I уровень
II уровень
II уровень
II уровень
III уровень
III уровень
III уровень
Без экзаменов
Без экзаменов
100 баллов
Компьютер-
ные и инфор-мационные
науки
Информатика
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Прикладная математика и информатика
Информатика
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
Без экзаменов
*При поступлении на направления «Математика», «Математика и компьютерные науки» и «Прикладная математика и информатика» учитываются результаты олимпиад по информатике, на направление «Механика и математическое моделирование» — по физике.
Льгота предоставляется при наличии результатов ЕГЭ либо экзаменов НГУ не ниже 75 баллов. Результаты олимпиад школьников учитываются только в течение текущего учебного года (за 11 класс)

Список олимпиад
МАТЕМАТИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ФИЗИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
ИНФОРМАТИКА
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Посмотреть подробный список олимпиад.
1
Диплом победителя или призера четвертого (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников; диплом победителя или призера IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ
10 баллов
2
Диплом победителя или призера третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 учебного года (в случае, если предмет олимпиады совпадает с предметом одного из вступительных испытаний)
3 балла победителям
1 балл призерам
3
Аттестат о среднем общем образовании с отличием; аттестат о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании) полученный до 1 января 2014 г и содержащий сведения о награждении золотой или серебряной медалью; диплом о среднем профессиональном образовании с отличием
3 балла
4
Диплом первой степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
7 баллов
5
Диплом второй степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
5 баллов
6
Диплом третей степени заключительного этапа олимпиад школьников 2018/2019 учебного года, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России
3 балла
7
Диплом победителя Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
2 балл
8
Диплом призера Международной научной студенческой конференции НГУ 2018/2019 учебного года (школьная секция)
1 балл
9
Аттестат об окончании Специализированного учебно-научного центра НГУ с вручением сертификата выпускника СУНЦ НГУ 2019 года с оценками по профильным предметам «4» и «5»
10 баллов
10
Аттестат о среднем образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
11
Диплом о среднем профессиональном образовании Высшего колледжа информатики НГУ с вручением сертификата выпускника ВКИ НГУ 2019 года с оценками в сертификате не ниже «4» и «5» по предметам вступительных испытаний выбранного направления (специальности)
5 баллов
Баллы по пунктам 4 — 8 начисляются в случае, если предмет олимпиады совпадает с одним из предметов вступительных испытаний выбранного направления (специальности) и диплом не дает поступающему право на получение особых прав (прием без экзаменов) и/или преимуществ (100 баллов). Поступающему начисляется не более 10 баллов суммарно за индивидуальные достижения. В случае, если поступающий набирает более 10 баллов, он сам выбирает достижения так, чтобы сумма баллов учитываемых достижений не превышала 10.


Поступление из Казахстана

Итоги приема прошлых лет
Математика
Математика и компьютерные науки
Прикладная математика и информатика
Механика и математическое моделирование
Инфраструктура
Кампус НГУ — место для реальной жизни
Общежитие ММФ
Студенты Механико-математического факультета живут в общежитии № 6, которое было капитально отремонтировано в 2017 году, в том числе адаптировано к потребностям студентов с ограниченными возможностями.
Комнаты в общежитии организованы в блоки, каждый из которых состоит из: большой комнаты на 3 студентов (обычно для студентов младших курсов), маленькой комнаты на одного студента (обычно для студентов старших курсов), санузла, коридора.
Все комнаты мебелированы (стол, стул, кровать, тумбочка). При заселении каждому студенту выдается матрас, одеяло и подушка, постельное белье (меняется 3 раза в месяц).
Готовить в комнатах не разрешается, для этого на каждом этаже есть кухни, оборудованные плитами и холодильниками.
На цокольном этаже общежития располагаются комната для занятий, прачечная, душевые.
Видео
Где работают выпускники
Среди выпускников ММФ НГУ есть как выдающиеся ученые, так и успешные практики: инженеры,
IT-специалисты, бизнесмены, руководители наукоемких предприятий.
Ключевые работодатели
Отзывы
Тимур Насыбуллов, '12
Постдок в KU Leuven, Бельгия

«Всегда мечтал стать математиком»


Читать полный отзыв
Дмитрий Рычков, '11
Руководитель Web-отдела и стажировок по разработке и управлению проектами в Noveo


«Я получил лучшее возможное образование»


Читать полный отзыв
Евгений Аверкин, '11
Ведущий инженер департамента инжиниринга компании Geopro Technology International Limited

«Я имел возможность жить в уникальном месте»

Читать полный отзыв
Алексей Долгушев, '08
Директор компании HRM Агентство Алексея Долгушева, кандидат физико-математических наук

«ММФ учит людей быть более классной версией самих себя»


Читать полный отзыв
Александр Галашов, '13
Research Engineer в Google DeepMind, Англия


«Я буквально получал кайф от решения сложных математических задач»


Читать полный отзыв
Александр Ладан, '98
Генеральный директор компании «Сибирский Берег»


«Мои партнеры по бизнесу — выпускники НГУ»


Читать полный отзыв
Николай Абросимов, '06
Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института математики СО РАН, доцент НГУ


«На Механико-математическом факультете царит либеральная атмосфера»


Читать полный отзыв
Анна Плаксиенко, '16
Аспирант в Gran Sasso Science Institute, Италия

«На любую задачу — математическую или жизненную — я стала смотреть шире»


Читать полный отзыв
Александр Гутман, '88
Доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией функционального анализа


«Среди первокурсников я хотел бы видеть тех, кому нравятся фокусы»

Читать полный отзыв
Олег Миронов, '16
Аудитор в PwC Audit


«Это как ледяной душ»

Читать полный отзыв
Александр Мельников, '06
Senior Lecturer в The Institute of Natural & Mathematical Sciences, Новая Зеландия


«Первые 3–4 года обучения на ММФ НГУ классом выше практически любого зарубежного вуза»

Читать полный отзыв
Анастасия Беднякова, '11
Кандидат физико-математических наук, научный сотрубник лаборатории численного и экспериментального моделирования новых устройств фотоники НГУ и лаборатории вычислительных технологий ИВТ СО РАН

«Возможностей для студентов сейчас стало ещё больше»


Читать полный отзыв
Айгуль Саинова, '87
Владелец и президент компании «Оркен-фильм», совладелец РА «Дартс» и ТОО «Современные инновационные технологии» (Москва). Соучредитель Международного фонда «Инициатива наций» и фонда «Возрождение Радонежского приюта». Президент Международного телевизионного фестиваля Mild Season. Генеральный директор международной инвестиционно-консалтинговой компании Kairos Advice AG со штаб-квартирой в Швейцарии


Читать полный отзыв
В 2014 году с отличием закончил магистратуру ММФ НГУ. Получил Медаль Российской академии наук за лучшую студенческую работу по математике — самую престижную студенческую награду в России. В 2015 году, проучившись в аспирантуре ММФ НГУ 9 месяцев, защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Математическая логика, алгебра и теория чисел». Сейчас занимается научной деятельностью на кафедре математики в Университете Болоньи.

Я поступил на ММФ, потому что всегда мечтал стать математиком: решать важные, сложные задачи, участвовать в конференциях и форумах. Но чаще выпускники школ не знают, в какой сфере они хотят развиваться и строить будущее. Преимущество Механико-математического факультета состоит в том, что он прекрасно подходит для тех, кто еще не знает, чего он хочет, так как мехмат дает обширные базовые знания, которые порой и не применимы в жизни, но, усвоив которые, можно быстро развиваться во многих ее сферах. Например, знание алгебры и абстрактной логики развивает строгий, последовательный образ мыслей, необходимый для юристов, а понимание геометрии и топологии развивает пространственное мышление и воображение, которые нужны в каждой творческой профессии.

Почти все (даже самые слабые с точки зрения математики) мои однокурсники нашли себе прекрасную работу (от организации реалити-квестов до работы в авиакомпаниях и институтах), и во многом это заслуга мехмата.

В жизни мне повезло несколько раз попадать в места с особой атмосферой, с уникальным набором людей, культурой, высокими целями и соответствующими требованиями. Из них университет — самое масштабное и впечатляющее. Академгородок — явление уникальное, с его сетью научных институтов и своим шармом, и НГУ для меня — его основа.

Почему Мехмат? Это классический факультет, который дает фундаментальную подготовку в математике различных направлений и физике — предметах, которые всегда меня привлекали. Учиться на мехмате непросто, но интересно: всегда есть сложные, нетривиальные задачи, поэтому ты привыкаешь подходить к решению любой проблемы системно, четко видеть причины и следствия, применять известные подходы к задачам из других областей. Это помогает быстро осваивать новые области знаний, притом не обязательно связанные с математикой.

Я очень горжусь быть выпускником НГУ и считаю, что получил лучшее возможное образование, которое будет всегда помогать мне.

Имея необычное пристрастие к точным наукам, в частности к математике, я не мог не задаться целью поступить на Механико-математический факультет. Передо мной встал выбор: остаться в Новосибирске или уехать в Москву для поступления в МГУ. Я выбрал свой родной город, поступил в НГУ по репетиционным экзаменам и уже на первом курсе понял, что с выбором не ошибся. Мехмат дал мне возможность расширить свой кругозор, узнать много интересного, научиться решать сложнейшие задачи, что является необходимым условием успеха в дальнейшей карьере. Наш университет ничуть не хуже, а по некоторым критериям даже лучше столичных. Преподавательский состав ММФ НГУ — настоящие профессионалы. Сочетание абсолютного знания предмета и их способности донести информацию сделали мое обучение увлекательным и успешным. Обучаясь на мехмате НГУ, я также имел возможность жить в столь уникальном для всей России месте, как Академгородок, и познакомиться с множеством интересных, добрых и отзывчивых людей, некоторые из которых стали моими друзьями.

Я закончил бакалавриат ММФ НГУ в 2011 году, после чего прошел отбор и стал одним из числа молодых инженеров компании Schlumberger. В ходе работы побывал во многих уголках нашей страны, включая Сахалин и Ямал, Западную Сибирь и Волго-Уральский регион, получил бесценный опыт работы за рубежом — в США и Аргентине, закончил четыре специализированные технологические школы в Тюмени и Хьюстоне (Техас, США). Навыки, приобретенные в том числе во время обучения на ММФ, позволили мне стать ведущим инженером в области наклонно-направленного бурения и в перспективе занять административно-управляющую позицию в корпорации.

Если вас посетила мысль поступать на мехмат, и вы имеете неплохие выпускные баллы ЕГЭ, перестаньте сомневаться и бегом сюда. У выпускников мехмата никогда не было проблем с поиском работы после обучения. Да, вам действительно предстоит с головой погрузиться в мир точных наук, но, преодолев тяжелейшие испытания на сессиях, вам уже не составит труда приобрести навыки и в других областях. После мехмата вы сможете легко адаптироваться в различных сферах и без особого труда найдете свое место в жизни.

ММФ НГУ — это как волшебная страна с Изумрудным городом. Это путешествие, во время которого ты попадаешь в области одна причудливее другой — оказываешься то на плоскости с вырезом, то на сфере с ручкой, а то и вовсе в поле задач, неразрешимых за полиномиальное время. И в каждой такой местности тебе нужно научиться ориентироваться, оперативно (до экзамена) понять, как там что устроено — чтобы двинуться дальше.

В конце, как водится, — Изумрудный город, из которого выходят очень разные персонажи. Я знаю людей, которые после ММФ сделали успешные карьеры совершенно в разных областях — программистами, директорами всего на свете (от школ до корпораций), аналитиками, банкирами, учёными, нефтяниками, педагогами. Есть титулованные серфингисты и мастера танца. Они все разные, но всех их объединяет как минимум одна вещь — умение быстро разбираться в любой предметной области в той мере, которая требуется для достижения целей. Навыки продуктивного рационального мышления, системный взгляд на вещи, умение видеть заветный порядок в мире хаоса.

Как Гудвин из Изумрудного замка, ММФ даёт людям то, что у них уже есть, — мечту. Но только после ММФ у тебя не просто есть мечта, но и навыки прокладывания пути к ней, какой бы непредсказуемой и извилистой ни была дорога.

Так что, подводя черту, я бы сказал, что ММФ учит людей быть более классной версией самих себя. Плюс находить верных друзей.

Закончил в 2016 году магистратуру и получил двойной диплом ММФ НГУ и Ecole Polytechnique. Сейчас учится на последнем году четырехлетней инженерной программы Ecole Polytechnique.

Что дал мне ММФ НГУ? Прежде всего — лучших друзей. Самые лучшие мои друзья именно с ММФ НГУ и из НГУ вообще. С двумя из них я познакомился в первый день учебы. Во-вторых, ММФ НГУ мне «вправил мозги». Он дал мне сильную математическую базу и научил учиться и аналитически думать. В-третьих, студенческая жизнь на ММФ НГУ была очень насыщенная: посвяги, медианы, тусы, КВН. Это всё было очень круто.

Почему я выбрал его? Во-первых, математика меня всегда интересовала и очень хорошо получалась. Я буквально получал кайф от решения сложных математических задач. Во-вторых, я читал книги и смотрел фильмы, популяризирующие математику. Мне хотелось узнать все разделы математики. В-третьих, приёмная комиссия на ММФ была самая крутая и позитивная. Если честно, когда я подавал документы и общался с ребятами из приёмки, я уже хотел там учиться.

Чему я научился? Думать и учиться. Теории меры и уравнениям математической физики. Между прочим, пользуюсь многими этими понятиями даже сейчас. Очень часто люди говорят, что математика «нафиг не нужна» и нигде не используется в реальной жизни. Это далеко не так. За две моих стажировки — в Parrot и в Google — знание математики мне пригодилось 90% времени. Другой навык, которому я научился, — умение решать большие, комплексные задачи. То есть если мне вдруг встречается очень сложная система или задача, я на автомате сначала представляю себе полную картину, затем разбиваю её на подзадачи/системы и довожу это до нужного уровня детализации.

Благодаря университету у меня есть друзья, с которыми мы общаемся до сих пор. Даже тот факт, что сейчас у меня большой круг знакомых и партнеров по бизнесу — это выпускники НГУ, говорит сам за себя. Ну, и конечно, мой кругозор значительно расширился во время общения с такими сильными, разносторонне развитыми людьми, которые учились со мной (а это были лучшие ребята со всей Средней Азии и Сибири), и преподавателями, которые с нами работали.

Если говорить о моей учебе на ММФ, то именно там у меня появилось чутье на цифры. Сейчас могу посмотреть на лист бумаги, где много-много цифр, и сказать, есть там ошибка в расчетах или нет. Причем, чтобы найти ошибку, еще понадобится время, но я точно могу сказать с первого взгляда, что она там есть.

Университет научил справляться с непростыми ситуациями, открывал и открывает множество возможностей, и те, кто хочет чего-то достичь, добиться в жизни, используют это и в работе, и в жизни.

В 2006 году с отличием окончил магистратуру Механико-математического факультета НГУ, в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по объемам неевклидовых многогранников, обладающих симметриями. В настоящее время является старшим научным сотрудником Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН и доцентом НГУ. Автор ряда научных работ, председатель Совета научной молодежи Института математики СО РАН.

На мой взгляд, на Механико-математическом факультете царит достаточно либеральная атмосфера: у студента Мехмата НГУ есть возможность получить столько знаний, сколько он реально может и хочет, возможности для личностного и профессионального развития здесь фактически не ограничены. Почти все в той или иной мере учатся думать глобально — это феномен Мехмата.

Работая в Институте математики, мы занимаемся фундаментальной математикой, которая в целом готовит почву для всей остальной науки. При этом часто невозможно предугадать, что именно из современной чистой математики пригодится в будущем в естественных и прикладных науках, в технике. Но что-нибудь обязательно выстрелит. Почетной обязанностью каждого нашего сотрудника является преподавание в университете. Мало того, что мы возвращаем свой собственный долг университету, который нас вырастил, но и готовим себе смену.

Далеко не все выпускники Мехмата после окончания университета занимаются наукой и совсем не обязательно всем становиться математиками. Наряду с наукой есть и другие профессии, которые не менее важны и не менее престижны. К примеру, среди моих друзей по университету есть люди, которые работают в крупнейших банках в Токио и в Лондоне, высококлассные инженеры и программисты, успешные бизнесмены. Выпускники НГУ имеют широчайшие возможности для применения своих сил.

Причина, почему я нисколько не жалею, что поступила на Мехмат, и почему рекомендую его абитуриентам, состоит в том, что после него начинаешь по-другому думать. На самом деле по- другому. Я училась в обычной средней школе, и на первом курсе мне было тяжело. Несмотря на отличную учебу в школе и золотую медаль, я была совершенно не готова к университетскому подходу к образованию: не следовать четким алгоритмам, а каждый раз придумывать новый ход решения, многие действия прокручивать в уме, а не записывать, делать большую часть работы дома, а не на занятиях. Особенно тяжело было привыкнуть к высокому уровню абстракции. Однако к концу четвёртого курса я почувствовала, что у меня совершенно изменилось мышление: оно стало более чётким, в разы более критическим. На любую задачу — математическую или жизненную — я стала смотреть шире.

Я не могу сказать, что прекрасно помню все предметы, которые мы изучали, но зато я уверена, что если мне понадобится углубиться в любой из них, это не составит большого труда. Более того, я уверена, что после такой мощной подготовки изучить любой предмет из любой области будет легче. Поэтому я определенно рекомендую поступать на мехмат, если ваша цель состоит в получении фундаментального образования, которое станет для вас крепкой базой и отличной площадкой для дальнейшего развития.

В 1988 г. окончил с отличием Новосибирский государственный университет по кафедре математического анализа. В 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1995 г. — докторскую по специальности «Математический анализ» в Институте математики им. С. Л. Соболева СО РАН.

Нетривиальный математический факт выглядит как фокус. Его формулировка поражает не столько силой и красотой, сколько неожиданностью и тайной. Ну фокус, самый что ни на есть, правда же? Любители математики ограничиваются этим восприятием: для них математический факт так и остается удивительным фокусом. Профессионалы тоже получают удовольствие от фокуса, но никогда этим удовольствием не удовлетворяются. Им обязательно нужно, чтобы фокус был раскрыт, причем во всех деталях, чтобы тайна полностью исчезла. Так вот, среди первокурсников я хотел бы видеть тех, кому, конечно же, нравятся фокусы, но кому разоблачение фокуса нравится больше, чем сам фокус. Именно из таких любителей вылупляются настоящие фокусники, которые умеют не только блестяще демонстрировать и раскрывать трюки, но и изобретать новые.

На Мехмат я поступал не для того, чтобы знать математику и уметь считать интегралы. Я поступал на Мехмат ради того, чтобы сделать свое мышление более структурированным и приобрести способность вычленять необходимую и достаточную информацию за короткий период времени.

Великолепием Мехмата я считаю сам процесс обучения — в нем есть некоторый дисбаланс между сложностью семестра и сессии. Это как ледяной душ, как обливание холодной водой на улице, это закаляет.

Мехмат дал мне то, что я ждал. На многие задачи в жизни я смотрю, пожалуй, иначе, чем мои друзья с других факультетов. Я всегда был и буду балбесом, но при этом умение правильно организовывать и структурировать процесс того или иного занятия у меня уже не отнять.

Закончил магистратуру ММФ НГУ, затем параллельно учился в аспирантурах Университета Окленда, Новая Зеландия, и ММФ НГУ, в результате чего защитил кандидатскую диссертацию и PhD. Сегодня преподает в The Institute of Natural and Mathematical Sciences.

ММФ НГУ позволил мне получить хорошее, солидное общематематическое образование на родном языке. Поработав в 5 разных хороших зарубежных вузах в 3 странах, могу с уверенностью утверждать: первые 3–4 года обучения на ММФ НГУ классом выше практически любого зарубежного вуза, за исключением, быть может, 5–6 сверхэлитных университетов вроде Принстона. Уникальность даже не в разносторонности и глубине программы основных курсов, а в том, что даже семинарские практикумы часто ведут доктора наук и действующие топовые ученые в соответствующей области знаний. Поверьте, это действительно нетипично. Вы можете начинать исследования чуть ли не с 1 курса, в то время как, например, в Штатах до аспирантуры, как правило, речи о научной работе нет и быть не может.

Чему я научился? Наверное, этот вопрос нужно бы задать человеку, закончившему ММФ, но чья профессиональная деятельность не связана с математикой. Я же отвечу — научился математике. Даже не так. Научился креативной математике, а вот сложным витиеватым математическим техникам учился, уже уехав из страны. Но креативное мышление куда важнее, технике можно научить (почти) кого угодно.

В 2011 году окончила магистратуру Механико-математического факультета НГУ, в 2014 году защитила кандидатскую диссертацию по моделированию нелинейных режимов генерации волоконных лазеров. В настоящее время является научным сотрудником лаборатории численного и экспериментального моделирования новых устройств фотоники НГУ и лаборатории вычислительных технологий ИВТ СО РАН. Автор публикаций в высокорейтинговых журналах (NaturePhotonics, NatureCommunications, PhysicalReviewLetters), удостоена стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2012/2013 учебном году и Стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики в 2016 году.

В НГУ меня привёл случай: неожиданная для себя победа на городской олимпиаде по математике. И этот случай оказался определяющим в моей жизни. Здесь я получила фундаментальное образование и возможность работать в одной из лучших научных лабораторий по прорывному направлению — фотонике.

Почему абитуриенты должны сделать выбор в пользу ММФ НГУ? Знания в области математики, которые они получат, а также умение справляться с непростыми задачами и развитое логическое мышление сделают их востребованными во многих областях как науки, так и бизнеса. Возможностей для студентов сейчас стало ещё больше, чем в мои годы обучения в университете: различные школы, тренинги, стажировки в компаниях и ведущих научных лабораториях. Главное ‒ активно пользоваться всеми возможностями.